Вина, страдание и погибель, эта триада является неотклонимой частью людской жизни. Франкл много лет работал в хосписах (учреждениях для неизлечимых нездоровых). Люди страдающие и ждущие погибели — какой смысл доступен им? Тут вероятна реализация смысла в рамках ценностей дела. Ни один человек не избавлен от того, что Франкл именует катастрофической триадой: боль, вина и погибель. Эти феномены соединены со страданием. Страдающий от боли неизлечимый раковый нездоровой может, тем не наименее, отыскать смысл в том, как ему принимать его положение. Подчиниться боли либо подняться над ней. Можно созидать смысл в том, что бы до самого конца мужественно переносить страдание, явив собственной жизнью пример приемущества духа над гибелью.
Конкретно в тех вариантах, когда человек сталкивается с нестерпимой и неминуемой ситуацией, когда он имеет дело с судьбой, которую нереально поменять, к примеру с неизлечимой заболеванием, стихийным бедствием либо утратой близкого, ему дается шанс выполнить высшую ценность, понять глубочайший смысл, смысл мучения. Ибо самое принципиальное – это наше отношение к страданию, отношение, с помощью которого мы принимаем это страдание, берем его на себя. Примеры, описанные Франклом в его наблюдениях во время работы в хосписах демонстрируют, что человек может сохранять смысловую ориентацию до крайнего момента, борясь со страданием. Вина это не устраняемое понятие.
Франкл гласил « Лишая человека вины мы лишаем его плюсы» От вины не надо избавляться, ее необходимо понять, тогда можно поменять ситуацию, невзирая на черные пятна прошедшего. Зрелый подход к вине значит сожаление и признание ответственности. Следует различать настоящую вину и иррациональную вину. Понятно , что чувство вины есть у того, кто ее понимает, но чтоб выразиться проще, необходимо сказать, что есть тот, кто ощущает себя виновным и есть тот, кто по сути повинет.
К примеру шофер сел опьяненным за руль и по его вине произошла трагедия, погибли люди, беспристрастно он повинет. Либо рядом с таковым водителем был очередной пассажир, и он не направил внимания на то, что шофер опьянен, тогда чувство вины может показаться у него, так как он не попросту был рядом, но еще был очевидцем. На самом деле, он непричастен, но чувство вины все равно находится. Таковых людей необходимо утешать правильно «Ты не повинет. Ты же не посиживал за рулем и не мог ничего предупредить». Зрелый человек воспринимает вину и ответственность. Но с принятием вины еще не все принято решение, сейчас нужно отыскать равновесие и восполнить вину. Если это создать нереально, необходимо воплотить что-то не плохое.
В конце концов, тот факт, что все мы смертны и делает нашу жизнь неповторимой и неподражаемой, ведь в неприятном случае ничто не имело бы смысла, все можно было бы повторить. Каждое мгновение нам нужно выбирать — какой выбор создать. А то, что жизнь конечна, принуждает с особенной ответственностью относиться к любому выбору — полностью может быть, что поправить уже не получится.
Таковым образом, логотерапия разглядывает человека, как существо ответственное, ищущее смысл и неразрывно связанное со страданием. Тревога, сомнения, истязающий выбор, неприятие себя таковым, каковой ты есть, в контексте того, каким ты должен быть — это обычные людские феномены. Прошедшее это та действительность, которая уже есть. Будущее это способности, которые приходят. Истинное это выбор применять либо не применять эти способности.
Ира Александровна Сапожникова