Гештальт-подход обычно уделяет много внимания телесным проявлениям. Директор итальянского института гештальта, Спаньолло Маргерита Лобб, в собственной книжке «На данный момент ради позже в психотерапии…» также не обходит вниманием этот нюанс. Она пишет о этом достаточно лаконически и любопытно.
В собственной статье мне охото поделиться ее взором на базе одной из глав книжки «Внимание гештальт-терапии к опыту телесности».
Гештальт-подход нацелен на то, что актуальный опыт человека конкретно влияет на его тело. Через мимику, движения, остальные телесные проявления может проявляться его отношение к разным событиям в жизни. Также физиология быть может опорой человека, его методом совладать со сложной ситуацией:
Малыша тошнит по утрам, когда нужно идти в школу; предки, которые и так уже переживают стресс, поэтому что опаздывают на работу, кричат на него; ребенок ощущает себя униженным. В его опыте тошнота является физиологической поддержкой, позволяющей понизить напряжение. Если б он ощутил себя принятым родителями в собственной тревоге и в собственной чувственной остановке, то возможно, обрел бы физиологическую опору, которая вытекала бы из этого.
В процессе сеанса внимание терапевта временами концентрируется на том, чтоб просто отследить реакции человеческого тела, сопоставить с тем, что он передает словесно. Когда-то клиенту быть может предложено усилить телесные проявления, чтоб направить на их больше внимания и понять.
Это также значит, что и терапевт должен быть чувствителен к собственному телесному опыту. Спаньолло Маргерита Лобб обрисовывает свое удивление в терапии у Изадора Фрома, когда одно его слово вызывало так глубочайшие конфигурации в переживаниях, что влияло на физиологические процессы:
Терапевтическая интервенция, которая вытекает из этого развития 2-ух диапазонов опыта – терапевта и пациента,- обязана идти не «сверху», а «на базе» понимания пациента, обязана вроде бы возбудить его таковым образом, чтоб он сумел ощутить ее в костях и суставах, в мускулах и сухожилиях, в глазных яблоках и слезливых каналах, во рту и слюне
Внимание к телесному опыту в гештальт-подходе дозволяет сдвинуть фокус восприятия тела в качестве вместилища психологического опыта к восприятию телесного воплощения отношений. Тело соединяет воединыжды внутри себя весь предшествующий опыт установления контакта с людьми, и конкретно затрагивает животрепещущий момент, отражая специальные для всякого человека методы поведения в схожих ситуациях.
Реакции тела являются как отражением затруднений человека, так и стают результатом формирования неповторимого для всякого метода поддержать баланс во отношениях с определенными людьми и всем миром вокруг нас:
Представим, что ребенок, которого тошнило по утрам стал взрослым и посиживает на данный момент в нашей терапевтической комнате. Тошнота его больше не волнует, и он обратился за терапией по поводу заморочек в отношениях. Нам любопытно выяснить, как рвота как физиологическая поддержка (сбрасывать напряжение благодаря рвоте) воспринималась в принципиальных отношениях. К примеру, важные взрослые распознавали попытку малыша ослабить наружное и внутреннее напряжение либо они глумились, что он не умеет задерживать завтрак в желудке? Представим, что этот ребенок, ставший взрослым, сейчас обратился за терапией по поводу сложностей в его теперешней семье, где много напряжения, и он желал бы осознать что-то про это и, к примеру, разобраться, что он в состоянии сделать как отец. Он пришел за терапией, поэтому что желает создать что-то с напряжением, а не уходить из дома, как он делал до этого в самые трудные моменты, когда все начинают орать о том, кто что желает, и он мучается. Сейчас в животрепещущих важных отношениях он сбрасывает напряжение, уходя из дома. Возможно, что этот пациент не выдерживает напряжения дома с отпрысками и / либо супругой и пробует убежать как эквивалент рвоте. Он желает, чтоб его больше не «рвало», и желает отыскать метод по-другому обращаться с напряжением. Мы знаем, что таковая модальность «разряжаться» рано либо поздно проявится в терапевтических отношениях и что настоящее изменение произойдет конкретно там
Работа с телом помогает поддержать контакт клиента с терапевтом, узреть грани его творческого приспособления в жизни, поддержать направленность на ублажение его потребностей. Нередко с конфигурации либо восстановления телесных действий начинается путь человека к для себя!
Евгений Крылов