Есть манимуляции для нейтрализации критичного мышления.
Все мы нередко с ними сталкиваемся. А быть может, и сами используем некие из их безотчетно, когда желаем уверить собеседника в чём-либо.
Одна из таковых манипуляций, которая применяется довольно нередко, заключается в таковых выражениях, как:
Учёные считают, что…
Психологи молвят, что…
Психологи издавна пришли к выводу о том, что…
Все знают, что…
А далее идёт совсем ничем не обоснованное утверждение о том, что желают внушить собеседнику, слушателю либо читателю.
Конкретно внушить в обход сознания.
Ведь мировоззрение хоть какого профессионала остаётся лишь его воззрением, предположением либо его личным узеньким опытом, пока оно не доказано подходящим исследованием.
К слову сказать, конкретно потому практическая психология никогда не станет научной.
И ничего отвратительного в этом нет. Есть практический опыт отдельного спеца и он может им делиться и обмениваться, но не может заявлять о нём, как о единственно верном знании, распространяющемся на природу всякого человека на земле.
Итак вот, все психологи, как и учёные, весьма различные. И они в принципе не могут иметь одно суждение относительно какого-нибудь парадокса.
Быть может отдельная группа профессионалов, которые согласились меж собой на каком-то основании.
И это некое ограниченное число профессионалов, быть может, даже три-четыре человека с определённой специализацией либо некое общество, представляющее чьи-то интересы.
Тогда и появляются последующие вопросцы:
— есть ли исследования, подтверждающие те либо другие утверждения?
— и в чьих интересах они делаются?
— какие цели преследуют?
— какая есть кандидатура тому, что утверждается?
И чем больше самых различных , самых непредсказуемых и провокативных вопросцев у вас покажется в ответ на такое манипулятивное заявление, тем лучше.
А ведь это и есть та осознанность, которая препятствует отключению критичного мышления.
Приведу в качестве примера цитату из статьи психолога на веб-сайте b17:
"Психологи издавна пересмотрели воздействие литературы на деток и советуют убрать из программки Грибоедова, Достоевского, Булгакова, Гончарова с «Обломовым»."
Мой вопросец был таковой: "Российских классиков в топку?"
Создатель статьи оказалась весьма вдумчивым человеком и в ответ на мой комментарий вскрыла противоречия, заложенные в статье. И оказалось, что за данной фразой кроется конфликт меж учителями, детками и их родителями, возникающий на уроках литературы. И выходит, что классикам просто досталось как самым безответным в этом конфликте.
Другими словами решение конфликта из разряда "нет человека — нет конфликта",а в этом случае, классика.
Как, оказывается, просто выплеснуть вкупе с грязной водой ребёнка!
В данной связи даже вспомянулись гонения на психологию в 30-е годы.
И в качестве заключения охото посоветовать:
Будьте внимательны к тому, что происходит с вами, с вашими детками и вокруг вас, не отыскиваете лёгких путей, а отыскиваете осознанных решений трудности!
Цыбина Наталья Алексеевна