Карл Юнг, как и все ученики Фрейда в начале своей деятельности соглашался с базовой теорией либидо и с тем, что именно сексуальность определяет проблемы нашей жизни. Он достаточно долго практиковал классический психоанализ и был для Фрейда верным приверженцем. До того момент пока между ними не стали расти противоречия, оказавшие влияние на последующее создание аналитической психологии.
Однако перед тем, как обсуждать учение Юнга, стоит обсудить особенности самого этого деятеля, через которые и следует преломлять всё что я скажу далее, дабы вы не обвиняли меня в пропаганде мракобесия.
Первая особенность Юнга состоит в том, что он был крайним эзотериком и мистиком и искренне верил во магию и чудеса и даже проводил модные в то время спиритические сеансы, а многие люди приписывали и самому Юнгу чудесные экстрасенсорные способности.
Ну а вторая особенность состоит в том, что у Юнга была шизофрения из чего перестает быть удивительным все вышесказанное. Многие, кстати, слышали, что Юнг от шизофрении вылечился ну очевидно по его собственным заявлениям, однако по факту эта болезнь неизлечимая. И в целом именно отдельные ее симптомы и прослеживаются во многих аспектах творчества Юнга.
Конечно, возможно, что здесь стоит лишь вопрос неправильной диагностики, но в целом вся история Юнга подтверждает наличие у него болезни.
В детстве Карл был замкнутым и необщительным мальчиком, который «так и не приобрёл себе приятелей… Карл также переживает то, что его биографы описывают как какие-то «странные состояния». И видимо именно эти странные состояния люди в последующем воспринимали как спиритические способности юнга.
В возрасте двенадцати лет Юнг получает черепно-мозговую травму, в результате которой у него возникают периодические приступы с потерей сознания. После травмы у Карла развивается невроз, который мешает ему посещать школу, а лечащий врач рассматривает его обмороки как проявления эпилепсии.
Мать Юнга также была больна и крайне любила отгонять злых духов от мальчика. А мы знаем, что шизофрения достаточно хорошо передается по наследству.
Позже сам Юнг неоднократно заявлял, что большая часть его работ основана на информации, полученной в результате “общения” с “духами-проводниками”.
Наиболее же явно Болезнь проявилась в 1912 году, когда Юнг разрывает отношения со своим учителем Фрейдом, что тяжело переживают оба учёных. В это время Юнг начинает слышать голоса и бродит по саду в разговорах с воображаемым собеседником.
Интересно, что, не ставя на первое место фрейдовское сексуальное начало, Юнг в своей собственной жизни отводил сексу довольно значительное место. Практически во все периоды жизни учёный имел внебрачные связи.
В общем, учитывая симптомы Юнга, современные психиатры склонны устанавливать ему вполне определённый диагноз: так профессор. Бурно считает, что учёный страдал «шубообразной шизофренией»
И этим всем я, кстати, не хочу наложить какое-то клеймо на больных шизофренией, однако все же необходимо отделять адекватные идеи Юнга от идеи порожденных бредом и апофенией. Кстати, к обсуждению его идей мы сейчас, собственно, и перейдем.
Внутренняя энергия
В процессе своей практики Юнг все больше понимал, что теория Фрейда не отражает реальности и что далеко не все определяется сексуальными стремлениями человека.
И, по-видимому, чтобы сгладить углы Юнг продолжал опираться на термин либидо, но стал понимать его уже по-другому. Он скорее вернулся к теории Брейера, которую мы с вами обсуждали раннее и стал говорить о либидо скорее, как о названии общей психической энергии потребностей, где сексуальность выступает лишь отдельным частным аспектом.
В итоге такая энергия может наполняться разным психическим содержанием в том числе и сексуальным если именно эта потребность выходит на первый план.
Таким образом Юнг обозначил, что причиной невроза может стать абсолютно любая потребность, которая может быть вполне человеческой, а не чисто биологической и животной, о чем говорил Фрейд.
Через призму такого понимания Юнг пересмотрел и всю остальную концепцию Фрейда.
Например, Эдипов комплекс для него стал пониматься просто как потребность в матери на определенных этапах развития, а сексуальность по Юнгу скорее актуализировалась в период полового созревания, нежели выступала всеобъемлющей тенденцией детства человека.
Наконец Юнг пересмотрел и актуальное состояние личности. Если для Фрейда, текущее состояние человека в настоящем в значительной мере определялись его прошлым, а именно, детским периодом развития, то Юнг утверждал, что
человек может меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы, определяются, не только детскими травмами, но и актуальными мотивами и задачами.
И, по сути, это стало переломным моментом в психологии, ведь именно так сегодня и рассматривается динамическая составляющая личности человека в глубинной терапии. Как прерывание актуальной потребности, которая и выражается в том или ином симптоме.
В то же время, такой взгляд стал первым камнем преткновения в общении с Фрейдом, который в принципе не терпел какого-либо отхода от его догматических взглядов.
Структура личности
Вторым и, конечно, решающим противоречием в общении с Фрейдом стал взгляд Юнга на структуру личности человека. Сначала может показаться, что в структуру личности просто добавляется еще одна инстанция в виде коллективного бессознательного, однако стоит сказать, что юнг совершенно по-новому взглянул на личность в целом.
Так Юнг также выделял Эго в структуре психики. Эго представляет собой наше сознание. Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций и отвечает за самоидентификацию являясь центром нашей личности.
И в целом — это примерно тоже что было и у Фрейда, однако уже со структуры индивидуального бессознательного начинаются принципиальные различия.
Личное бессознательное — это также, как и у Фрейда вместилище информации, ранее осознаваемой, но по определенным причинам вытесненной и забытой. Однако Юнг пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит, так называемые комплексы, или эмоционально заряженные части психики, которые приобрели свойства автономного существования и которые оказывают влияние на его состояние и поведение человека.
И хотя многие приписывают Юнгу введение в науку понятие комплекса, по факту этот термин у Юнга во многом повторяет то, что раннее предлагал Пьер Жане, говоря о фиксированных идеях.
В качестве причины возникновения таких психических структур Юнг рассматривал травмирующие ситуации, которые находились в оппозиции к эго и не могли быть им приняты.
Ну, например, сексуальное насилие со стороны отца не может быть принято маленькой девочкой, которая верит в то, что ее папа ее искренне любит.
Нежелательный материал вытесняется из сознательной части личности волевым усилием ЭГО, но при этом продолжает свое существование в области бессознательного, вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми, при которых они возникли.
Юнг предположил, что каждому вытесненному комплексу соответствует противоположная идея, присутствующая в сознательной части психики являющаяся важным элементом сокрытия комплекса в бессознательном.
Сегодня такие антагонистические идеи называют компенсаторными стратегиями и убеждениями.
Ну и третьей и сделавшей Юнга знаменитым стала третья инстанция в структуре личности – это коллективное бессознательное. И наверно перед обсуждением этой структуры стоит поговорить о том, как она в принципе была открыта.
В отличии от Фрейда, который работал с невротиками, Юнг был врачом и работал с психотическими больными, то есть, например с теми, у кого был паранойяльный бред. И Юнг был первым, кто начал разговаривать с этими людьми, слушать то, что эти люди говорят.
В том бреде, который они выдавали, он стал угадывать сюжеты мифов разных народов, то есть ту информацию, которую его пациенты никак не могли знать.
Ну, например, это может быть тот же сюжет про Эдипа, когда больной заявляет, что боится отца, а его мать хочет его совратить.
Из этих случаев Юнг делает достаточно странный на мой взгляд вывод – это то, что подобная информация, если больной не мог о ней никак узнать берется откуда-то изнутри. А то то место, где хранятся подобные знания Юнг и назвал коллективным бессознательным.
Коллективное бессознательное, представляет собой вместилище всеобщей памяти человечества. Это, как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и, при определенных условиях, доступное для осознания, но также, только в виде образов. Носителями этого коллективного наследия выступают особые образы психики, которые Юнг назвал архетипами.
Архетипы
Что такое архетипы, на самом деле определение им дать не так уж и просто. Архетипы – это определённые праобразы — это формы которые мы можем наполнять определенным содержанием. И это формы, которые совпадают у всех людей. Например, в современной теории Ноама Хомского что-то похожее из себя представляют лингвистические структуры, предрасположенность к восприятию которых есть у нас с рождения и которые, по его мнению, мы наполняем различным содержанием в виде речи.
И логично, что число архетипов должно быть равно количеству типовых ситуаций нашей жизни, из чего понятно, что речь идет о фактически неограниченных их числе. Например, мы можем представить архетип властной фигуры, куда может подпасть Юлий цезарь, а может и путин. Или мы можем представить архетип смерти, которая воспринимается примерно одинаково у разных народов.
Сам же Юнг обращал основное внимание на следующие архетипы маска (персона), анима и анимус, тень и самость. Именно этот набор архетипов принимает особое участие в в формировании личности, во многом определяя ее структуру
Маска (персона). Маска, это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом. Проще говоря это, наша социальная роль. Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски. Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
Из сказанного легко сделать вывод, что маска (персона) — архетип, находящийся в процессе постоянного изменения, суть которого постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Тень. Тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые, по разным причинам, не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень — двоякой, по сути. С одной стороны, она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же, является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить ее энергию в творческое русло.
Говоря простым языком тень можно рассматривать как те качества, которые мы в себе подавляем и по тем или иным причинам запретили проявлять, что часто выражается в наших проекциях. Например, если одна женщина называет другую проституткой, скорее всего она сама себе не позволяет какой-то разнузданности в постели.
И достаточно объемная работа в психотерапия часто посвящается тому, чтобы человек встретился со своими теневыми качествами и смог их осознать и принять.
Анима и анимус. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.
Для мужчины Анима образ — идеал, связанный, с одной стороны, с матерью, а с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние на поиск партнерши.
Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.
Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.
Как и в случае с тенью, терапия во многом направлена на принятие мужчиной своей Анимы и обратное верно для женщины, которая должна принять мужские качества.
Самость – это не проявленный в обычных условиях архетип, который становится центром всей личностной структуры так называемой индивидуации. Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии
По большому счету юнгианский анализ и сводится к тому. Чтобы человек принял все свои скрытые стороны и осознал их, именно это позволит ему обрести самость.
Мистика и синхрония
Откуда же берется наше коллективное бессознательное и те архетипы, которые его наполняют. Юнг решил искать его корни не в какой-нибудь генетической памяти или научении, а в так называемом всеобщем информационном поле.
Из этого поля он вывел и еще одну свою знаменитую идею идею синхронистичности, хотя мне всегда больше нравился перевод, где ее называли синхронией, поэтому именно этим термином я и буду пользоваться.
Синхрония Юнга базировалась на так называемом акаузальном принципе, который предполагал не причинно-следственную, а одновременную связь между явлениями. Грубо говоря Юнг утверждал, что два явления могут никаким очевидным образом не обуславливать друг друга, однако все же они делают это.
Ярко это было показано в фильме опасный метод, где у Юнга на встречи с Фрейдом забурлил живот, а затем неожиданно разбилась лампочка и юнг в полной уверенности заявил, что два этих явления связаны.
И хотя любой скептический ум со смехом посмотрит на идею синхронии юнга, все-таки я бы нашел в ней один рациональный аспект, который состоит в том, что юнг направил внимание психотерапевта на неочевидные вещи.
Это важно, потому что клиенты сами не всегда понимают причины своего поведения. Например, кто-то заявляет, что его раздражают близкие, хотя на самом деле он раздражается, потому что просто сидит на неудобном стуле. А кто-то впадает в депрессию, сам не знаю почему, однако депрессия у него наступает именно в том возрасте в каком погибли отец или мать.
Психотипы
Еще одна важная теория юнга, которая действительно получила широкое развитие – это теория психологических типов. В отличии от других психоаналитиков, которые выделяли типы в зависимости от стадии развития, на которой фиксировался человек, Юнг скорее говорил о состоянии личности здесь и сейчас. Так он и выделил два критерия классификации – это психологическая установка и преобладающая функция. А также обозначил ряд внутриличностных дихотомий с которыми встречается личность.
Первая дихотомия связана с психологической установкой и подразумевает направленность человека либо на внутренние объекты, либо на объекты внешнего мира. По сути, имеется в виду то, куда человек направляет своё либидо во вне или внутрь себя.
Интроверты погружены во внутренний мир, им больше интересны вещи нежели люди, они сконцентрированы на внутренних образах, представлениях и эмоциях. Экстраверты, наоборот, направлены во вне, например, на других людей, на ситуацию и на обстановку.
Вторая дихотомия – это мышление и чувство. Люди с мыслительным типом действуют более рационально на основе объективных данных им, например легче даются технические науки.
Люди, у которых преобладают эмоции и чувства более субъективны и хотя им не даются точные науки зато им намного проще решать межличностные задачи и познавать нюансы отношений других людей.
Следующая дихотомия – это интуиция или ощущение. Люди сенсорного ощущающего типа больше базируются на внешней реальности, получая информацию через органы чувств. Они находятся здесь и сейчас и живут текущим моментом.
Люди интуитивного типа получают информацию изнутри. Под изнутри Юнг конечно же понимал то самое общее информационное поле, к которому причастны все люди. По факту же такие люди скорее руководствуются выученными установки и рефлекторными реакциями своего тела, не более того.
Соответственно установки и ведущие функции могут входить в различные комбинации, и вы можете встретить интуитивного экстраверта или сенсорного интроверта.
И на самом деле сложно дать адекватную оценку данной типологии юнга. С одной стороны, на основе нее появилось множество шарлатанских типологий типа соционики. С другой стороны, именно на этой классификации базируется последующая теория темпераментов Ганса Айзенка, а также классификация Майерс-Бриггс. Однако даже последние классификации и теории тяжело назвать стопроцентно обоснованными и доказанными.
Методы
Карл Густав Юнг внес существенный вклад и в метод психоанализа. Так вот первое и крайне важное его нововведение это метод активного воображения.
Метод активного воображения – это своего рода аналог метода свободных ассоциаций, только при использовании фантазий. теперь вместо простого вербального материала клиенту предлагается отпустить контроль над своим воображением и наблюдать различные образы которые приходят на ум и которые могут быть полезны для анализа.
Данный метод позволил достигать результатов намного быстрее чем классический метод Фрейда, поскольку воображение дает намного больше возможностей для актуализации воспоминаний или поведенческой проработки.
Однако и в сам метод свободных ассоциаций Юнг внес определенные коррективы. Так метод стал не линейным, как у Фрейда, а циркулярным. Проще говоря, он стал направленным и клиенту предлагалось не просто тараторить обо всем без умолку, а обсуждать именно определенную тему и создавать ассоциации вокруг одного конкретного образа, все время возвращаясь к нему, если клиент уходит.
Еще одним нововведением стал ассоциативный тест Юнга. Юнг отметил, что на эмоционально-значимые слова люди выдают ассоциацию намного дольше. Например, на слово черный вы сразу скажете белый, а вот на слово мама, ассоциация придет не так быстро. Кстати, именно этот тест и служил прообразом современного детектора лжи.
В итоге он создал свой ассоциативный тест, где вам сначала необходимо написать 16 ассоциаций с той или иной значимой темой, а затем искать ассоциации между уже написанными.
Подробно я описывать тест не буду, так как его легко можно найти в гугле, да и сам этот тест сегодня не применяется столь активно в аналитической психологии. Однако вполне могут применяться его элементы. В частности, аналитик может заметить какое-то значимое слово в речи пациента и заострить на нем внимание предложив простроить ряд ассоциаций. Например, клиент чуть вздыхает на слове надежда, тогда можно спросить у человека что ему приходит на ум, в связи с этим словом.
Юнг также обновил и способ интерпретации введя так называемый метод амплификации. Для Юнга этот метод состоял в поиске параллелей между состоянием клиента и различными мифами, и историями. Опять же сегодня аналитик вряд ли будет зачитываться какой-нибудь Илиадой Гомера, скорее метод будет состоять в подборе метафор к состоянию клиента. Например, зажатому клиенту можно сказать, что он похож на вулкан спокойный снаружи, но бурлящий внутри. А клиенту, который испытывает разочарование можно сказать, что он словно сизиф, который бесполезно катит свой камень. Такие метафоры позволяют человеку осознать свои чувства и лучше понять себя.
Анализ снов. Как уже сказал немного раннее и анализ сновидений понимается у Юнга по-другому. Ни как отыгрывание какой-то истории детства, а как попытка разрешить текущий конфликт и подготовка к реализации будущих ожиданий. Именно на это и были направлены интерпретации Юнга. И такие сны Юнг называл малыми сновидениями, но были и большие сновидения, которые также отражали в себе архетипическую сюжеты и образы, которые предстояло раскрыть психоаналитику.
В остальном Юнг использовал и классические методы психоанализа, о которых я говорил в видео про Зигмунда Фрейда, однако опять же скорее преломлял их через собственную мифическую и мистическую теорию.
Все же, если отбросить странности Юнга в сторону, он действительно оказал огромное влияние на последующее развитие психологии и по сути является предвестником современной краткосрочной аналитической терапии.
Сам его подход во многом лег в начало гуманистической психологии, так как Юнг рассматривал клиента как постоянно развивающуюся личность, на пути которой возникают препятствия, а не как субъекта жизнь которого определяется его прошлым.
Авдеев Павел Сергеевич