Проясняя значение определений «развитие» и «созревание», Питер Блос (Peter Blos, The Young Adolescent, 1970) в книжке «Психоанализ подросткового возраста», 2010) относит созревание к раскрытию прирожденных возможностей, к примеру – речи, движения, памяти, роста, полового созревания и т.п.
Эти процессы имеют свои временные границы и основываются на генетическом принципе. Они числятся автономными, в отличие от последовательности развития, которая инициируется, развивается и поддерживается через взаимодействие организма и окружающей его среды.
У последовательности развития тоже сеть свое наилучшее время; практически, его соответствие био созревании является нужным условием для обычного развития.
Этот принцип весьма ясно показывается на примере периодов младенчества и ранешнего юношества и который весьма буквально поэтическим языком прославил А.А Милан:
Когда мне было 1,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, When I was One
Я еще совершенно не прогуливался.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, I had just begun.
Когда мне сделалось 2,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, When I was Two,
Я с трудом гласил слова.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, I was nearly new.
Когда мне ударило 3,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, When I was Three,
Я еще не созрел снутри.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, I was hardly Me.
Когда мне сделалось 4,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, When I was Four,
Я б не остался один в квартире.,,,,,,,,,,,,,,,,,,, I was not much more.
Когда мне ударило 5,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, When I was Five,
Я начал все осознавать.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, I was just alive.
А сейчас мне 6 и я умный весьма,,,,,,,,,,,,,,,,,,, But now I am six, I’m as clever as clever.
А умный больше 6 не желает!,,,,,,,,,,,,,,,, So I think I’ll be six now for ever and ever.
Степень синхронизации, позволяющей созреванию и развитию проходить в рамках нормы, ограничена. Подростковое развитие может идти обычным методом, лишь если сохраняется нужное хронологическое соответствие с биологическим действием созревания. Критичная точка несоответствия достигается, когда фазы развития и созревания очень отдаляются друг от друга. В данной точке начинается формирование девиантной личности.
Алексей Разуваев