Не так давно мне повстречался отрывок из книжки ”Бегство от свободы” Эриха Фромма. Вот он:
“Мазохистские узы принципно различаются от первичных уз. Эти крайние есть до того, как процесс индивидуализации достигнул собственного окончания; индивидум еще является частью "собственного" природного и общественного мира, он еще не совсем выделился из собственного окружения. Первичные узы дают ему подлинную уверенность и чувство принадлежности. Мазохистские узы — это средство спасения. Личность выделилась, но не способна воплотить свою свободу; она подавлена опаской, колебанием, чувством бессилия. Личность пробует обрести защиту во "вторичных узах" — как можно было бы именовать мазохистские связи, — но эти пробы никогда не удаются. Возникновение собственного "я" необратимо; сознательно индивидум может ощущать себя уверенным и "принадлежащим" некоему целому, но, в сути, он остается бессильным атомом, страдающим от поглощения собственного "я". Он никогда не соединяется в одно целое с той силой, к которой прилепился, меж ними постоянно остается базовое противоречие, а вкупе с тем и побуждение, хотя бы и неосознанное, преодолеть мазохистскую зависимость и стать вольным”.
Здесь естественно просто спекулировать на тему зависимостей и такого же мазохизма как явления, но я тут не за сиим. Фромм достаточно ярко изобразил мучительное состояние людского существа, которое не может воплотить свои потенциальные данные – особенность и свободу. Если гласить совершенно просто – человек не может собрать себя воедино и отделить себя от патологического порядка, который его захватил.
Возникновение собственного "я" необратимо. Свобода человека также является неотъемлемой данностью. Иногда человек просто не может совладать со собственной свободой и вынести свою особенность. По различным причинам. Из-за этого человек может сделать побег от себя, чтоб погасить свое ”я”, сбежать от свободы. Конкретно это, на мой взор, и является главным моментом. Мы не можем вполне обезопасить себя от невзгод и произвола событий.
Но я желал бы создать упор на неоднозначности людской свободы и особенности. Хотя лучше будет сказать на оборотной стороне этих понятий. С одной стороны мы можем узреть положительный сценарий – когда свобода ориентирована на личное и публичное благо, а личность является мощной и самодостаточной. С иной стороны, сценарий часто быть может обратным – личность слаба, размыта, непоследовательна, а свобода употребляется на саморазрушение либо даже разрушение общества.
Неувязка свободы и самоопределения человека стара как мир. Современный образ свободы и уникальности человека часто является рекламным ходом, а честнее сказать обманом. Человеку внушается, что свобода это просто и отлично, а чтоб знать, кто ты таковой довольно быть почитателем некого количества брендов и идеологии (часто тоталитарной). Под тоталитарной идеологией можно осознавать таковой тип идеологии, который конфискует у человека неоднозначность жизни – другими словами такие ее нюансы, которые требуют мужества, стоицизма и подлинной ответственности.
Итого:
Чтоб не впадать в философские, а может быть и никчемные споры я предлагаю поглядеть на делему свободы и особенности под остальным углом. Думаю, вы согласитесь, что и свобода, и ”Я” человека могут быть как благом, так и источником откровенного кошмара, поэтому что эти данности людской жизни разноплановы. Они содержат внутри себя сразу и хаос и порядок.
«Дело в том, что хаос и порядок вечно чередуются и вечно совмещаются. Нет ничего так определенного, что не могло бы изменяться. Даже у солнца есть циклы неустойчивости. Буквально так же нет ничего так изменчивого, что нереально было бы закрепить. Неважно какая революция делает новейший порядок. Неважно какая погибель сразу является метаморфозой» [1. С.52]. «когда все вокруг кажется неопасным, неведомое может ворваться в жизнь, принимая нежданно огромные, пугающие размеры. И, напротив, когда кажется, что все пропало, новейший порядок может родиться из катастрофы и хаоса» [1. С.30].
Питерсон Джордж, “12 правил жизни: противоядие от хаоса.”
Вопросец только в том, как конкретно извлечь порядок из потенциала хаоса. Для этого у нас кое-что есть, а конкретно – наше сознание. Сознание делает функцию трансформации потенциального в действительное. Потенциал тут это то, что еще не существует. Объясню на очевидном примере – мысль нематериальна, но если она довольно сильна, отлично проработана, она может захватить людей, которые под ее управлением изменят настоящий, вещественный мир.
Человеческое сознание – умопомрачительный парадокс, а быстрее инструмент, с помощью которого из хаоса (нагого потенциала) мы высвобождаем порядок. Мы способны не только лишь на со-знание, да и на со-творчество. Таковым образом, человек уже не попросту щепка в флегмантичной вселенной, он – творец. Тут весьма уместно одно общее утверждение: развитие безизбежно. Если человек возьмет на себя ответственность за творение порядка из потенциала хаоса он обретет смысл, ”Я” человека сумеет стать мощным, а свобода закончит быть непосильным бременем. Кто понимает, быть может, это решение вопросца? По последней мере¸ один из путей решения.
Щедров Дмитрий Андреевич