Здесь для начала необходимо разобраться, а жертва – это кто? И кого можно так именовать?
По словарю мы находим последующие определения:
Жертва – это человек, пострадавший ОТ чего-либо либо кого-то, либо РАДИ чего-либо либо кого-то.
Так мы еще можем именовать звериное – объект охоты хищника.
Очередное значение – это человек либо предмет, приносимый в дар божеству во время жертвоприношения.
В любом случае, жертва – это тот, кто пострадал. Тогда мы можем гласить о том, что страдание – это база жертвенного состояния.
Все осложняется тем, что в нашей культуре страдание культивируется. У нас принято жалеть человека, соболезновать ему. Это хорошо. Когда человеку вправду нужна помощь либо поддержка. Но, когда человек из этого состояния научается получать выгоды – моральные либо вещественные, то мы уже не помогаем человеку, а мешаем ему двигаться далее, расти, развиваться. К тому же, не будем забывать о том, что состояние жертвы и манипуляции – постоянно взаимосвязанные понятия.
Механизмы формирования психологии жертвы описаны уже не раз – это и завышенная ответственность в детстве за мама, отца, братьев и сестер, и завышенные требования к ребенку, наказания, навешивания чувства вины, сексапильное насилие. Все это сформировывает определенную «Я-концепцию» — «Я нехороший». И в предстоящем человек, транслируя эту установку через определенное поведение, только подтверждает свои нехорошие установки о для себя.
По большенному счету, работает последующий механизм:
«Я-плохой», но весьма желаю быть принятым. Я весьма желаю получить бесспорную любовь, я весьма желаю быть в сохранности, я весьма желаю ощущать себя защищенным. Мне нужна эта опора, чтоб я сумел двигаться далее.
Я не могу это получить, по некий неведомой мне причине меня не принимают таковым, какой я есть. Потому, я должен придумать метод стать неплохим. К примеру, отлично обучаться. Либо созодать все так, как молвят мои предки/важные взрослые. Либо взять всю вину на себя – за то, что у их что-то не вышло. И, если я дам им то, что они требуют, то они дадут то, что необходимо мне.
Формируется зависимый механизм, и манипулятивный метод общения. Вырастая, ребенок несет эту модель поведения во взрослую жизнь.
Таковым образом, за сиим механизмом жертвенного состояния стоят базисные потребности в любви и сохранности. Не получив это от родителей, человек отыскивает замещающие дела – с мужиком либо дамой. Требуя от собственного напарника: «Стань мне тем родителем, которого у меня не было! Дай мне то, что я не получил! Хлопочи обо мне!».
Быстрее всего, партнер изредка может стать тем безупречным родителем, которого человек растерял. Тогда возникает обида – а почему ты мне не даешь то, что я прошу? Ты же говоришь, что любишь меня!
Другими словами, обида здесь возникает не на определенного напарника, а на того родителя, который «недодал». Это – невыраженный гнев, протест собственного рода. И правда смотрится так: «Я весьма злюсь на свою мама/собственного отца за то, что они меня не обожали, за то, что они меня отторгали. Но я не могу им о этом сказать, поэтому что не осознаю собственной злобы. Потому я злюсь на тебя. Но тоже не осознаю этого чувства. Потому выражаю это как обиду».
Неувязка в том, что в этих дела человек становится в позицию малыша, другими словами, инфантильную. И метод взаимодействия он понимает лишь манипулятивный. Потому такие дела вначале обречены быть сложными и травматичными для обоих сторон.
Я не буду тут разглядывать, как выходить из данной позиции жертвы. Поэтому что цель была – обрисовать сам механизм формирования, и что за сиим стоит. Надеюсь, для кого-либо определенные моменты стали понятней.
Анастасия Султанова