По факту рождения мы получаем лишь одно право – родиться. Все остальные права, начиная с права первого вдоха, мы получаем от других с легкого шлепка по мягкому месту. Мы можем трудиться и платить за получение своих прав жизнью!Почему человек начинает чувствовать себя плохим легко объяснимо. Если с детства в родительской семье к человеку относились недостаточно хорошо, он будет чувствовать себя плохим. И как бы хорошо не относились к нему после, хорошее отношение будет восприниматься с подозрением . Однако, как заметил Ролло Мэй: «Не важно, что с тобой сделали окружающие, важно, что ты делаешь с тем, что сделали с тобой». И здесь уже вопрос другой вопрос: «Сколько еще времени вы намерены воспринимать себя плохим и когда вы это закончите»? Немного порассуждаем. Мы научены различать ум, тело и душу и говорим о них с предлогом «мой» или «мое». Свой ум мы узнаем как привычные навыки мышления и сложившиеся представления о мире. Свое тело воспринимается в ощущениях, занимает место в пространстве и отображается в зеркалах. Мы трогаем, удовлетворяем свои тактильные чувства, ощущаем, отражаемся и говорим: «Это я». Мы считаем, что владеем телом, и здесь все кажется просто. При хорошем контакте с телом и приятных тактильных ощущениях, мы испытываем физический комфорт. При недостатке хорошего внимания к телу – недомогания и болезни.Но владеем ли мы своим телом как, например, автомобилем и можем ли расценивать его как плохое или хорошее? Начиная осознавать себя, мы обнаруживаем свое тело уже существующим. Мы наблюдаем, как оно не по нашей воле меняется с возрастом. Учимся управлять своим телом, но заметного успеха достигаем лишь в том, чтобы контролировать дыхание и координировать движения. Мы кормим себя телесно, но люди с пищевыми расстройствами не могут управлять даже питанием и весом своего тела. Умирает тело также без нашего на то соизволения, и жизненные силы покидают его без нашего личного желания. Так что считать это творение Природы своей собственностью и давать ему оценки будет верхом преувеличения.Через тело мы узнаем о душе. Но говорить, что мы владеем душой на правах собственности – это еще одно ничем не обоснованное самомнеие. Дом Души – мир идеальный, она нечто загадочное, неуловимое, мистическое и в назначенный срок возвращается домой, как ребенок после окончания смены в детском лагере. Однако и о душе мы говорим, как о чем-то имеющем отношение к нашей собственности. Например, «мои душевные переживания». Верно ли все это? Воображение, видения во сне и наяву показывают, что душе ведомы пространства и времена, совершенно непостижимые разумом и недоступные телесно. В зависимости от того, что мы думаем о Душе – частичка Бога она или абстрактное слово, зависит наше духовное богатство или нищета.В своей обычной жизни чаще всего мы не находимся в контакте ни со своими душевными переживаниями, ни с телом. Мы в том самом своем уме, которым гордимся, а иногда сетуем на него. И оттуда, из этого самого ума привыкаем давать себе плохие оценки.И хотя этот самый ум в своих истоках тоже, скорее всего, также не принадлежит нам, но именно за него мы держимся как за последнюю соломинку. Почему-то именно ум, мы считаем своей самой неоспоримой собственностью. Но возьмет ли кто-то на себя смелость заявить, что вот эта моя мысль, эта идея или фантазия, не посещали людей раньше?«Я думаю, что я думаю, но я могу ошибаться» (Дж. Холлис). За редким исключением ум запрограммирован рефлексами, аффектами, прошлым опытом, ценностями и верованиями. Например, сегодня мне нужно решить какой-то вопрос, расширить свои горизонты, но я ловлю себя на том, что пытаюсь сделать это, как тот ребенок, каким был когда-то. Как будто, желая выехать за город, я сажусь на привычный маршрут автобуса только потому, что ездил на нем в школу. Усвоив один способ действия, мы невольно вновь и вновь возвращаемся к нему и ведем себя как настроенная роботизированная техника.Любые идеи прививаются человеку под воздействием окружения. Большей частью своих представлений мы обязаны родителям и воспитателям. Входя в человеческую культуру и усваивая речь, мы всего лишь принимаем сложившуюся систему существующих мыслительных операций. Те же, кого считают оригинальными мыслителями, отличаются от прочих лишь образованностью, кругозором и возможностью сопоставлять несопоставимое.Нельзя сказать, что кто-то из живущих сегодня умнее своего сородича, считавшего, что Земля лежит на черепахе. Прозрения современных физиков являются повторением древних эзотерических знаний на новый лад. Мы стали информированными и более изощренно пользуемся своим умом, но он не принадлежит нам! Он – частичка чего-то большего, и это большее мы можем учиться постигать, развивая свой ум и контролируя его. Ум может стать удивительным инструментом, если он служит чему-то большему, чем самому себе.ВОСПИТАНИЕ УМА. Мы можем и должны научиться пользоваться нашим маленьким умом и руководить им, полагаясь на Законы. Именно в уме формируются особенности отношения к душе и к телу. Именно там рождаются позитивные и негативные самооценки.И пусть наш ум – всего лишь механизм выживания и получения удовольствий, высокоорганизованная, созданная культурой машина. Но, как любая машина, машинный ум может быть хорошо или плохо отрегулированным. И как любая машина, он может быть ориентирован в правильном или ложном направлении. И «перевозить» эта машина может разные грузы – и навоз и слитки золота. В безумной голове, в плохом уме рождается плохое отношение к душе – душа потемки. С плохой программой ума связано и дурное отношение к телу – телесное порочно. Через боль и болезни, через тяжесть, тело подсказывает, учит и образ-ум-ливает – подталкивает развивать мышление.О мудрости тела, способной воспитать ум рассказывает библейская легенда: «Как то пророк Валаам, вопреки воле Бога оседлал ослицу и отправился в путь. Господь послал к нему Ангела. Увидев Ангела, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, ослица свернула с дороги на поле. Валаам же стал бить ослицу, чтобы возвратить ее. И второй раз стал Ангел на узкой дороге, а ослица прижалась к стене, и придавила ногу Валаама к стене, за что опять была бита. Когда третий раз Ангел перегородил дорогу, ослица легла под Валаамом, за что была бита третий раз. И отверз Господь уста ослицы, и сказала она Валааму: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня уже в третий раз? Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? Имела ли я привычку отказываться служить тебе?» И тогда посмотрел Валаам вперед, открыл Господь глаза ему, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился перед ним. И сказал ему Ангел: «Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав. И ослица, увидев Меня, своротила уже три раза. Если бы не она, то я убил бы тебя».Через тело, мы входим в контакт с душой и воплощаем ее в Мире, через тело с нами говорит высшая мудрость. Именно поэтому, эта тленная плоть, радующая в молодости энергией, стареющая и слабеющая с годами, заслуживает самого уважительного и почтенного отношения. Правила взаимоотношения с телом – это новая программа для вашего ума. Это программа здоровья, долголетия и возможность результативно пройти свой жизненный путь.Мы ощущаем самих себя как тело. Иначе говоря, тело есть я в своей объективности и во взаимодействии с окружающим миром. Мы не обладаем абсолютной самодостаточностью и не способны жить лишь тем, что извлекаем из себя. Необходимы свет, воздух, вода и пища, прикосновения извне, определенная температура и пр. В этом смысле, будучи телесны, мы находимся в абсолютной зависимости и являемся зависимыми существами.Чтобы оставаться здоровым зависимым, нужна мера, граница, отделяющая в уме душевные переживания и телесные потребности.УМЕРЕННОСТЬ ТЕЛА. Нужна цел-и-тельная (восстанавливающая цельность) умеренность и осознанное ограничение в телесных раздражениях и, в частности, в раздражении желудка едой. Необходима умеренность в пище, вырабатываемая осознанно и доводимая до привычного автоматизма.«А сегодня я наблюдала такой феномен: положила творожной массы немного больше, чем всегда, а откладывать не стала (она же такая сладкая и вкусная — съем!). Когда ела, слегка задумалась. Очнулась на том, что не доев (именно то лишнее) эту вкусную и сладкую еду, я положила ложку и сижу и очень сама себе удивилась, что прекратила есть автоматически, так как НАЕЛАСЬ и больше не хочу и не буду». При некоторой тренировке тело становится тонким инструментом, улавливающим высшую мудрость.
- Итак, мы определились, что у нас нет никакого права давать возвышенных или уничижительных оценок ни своему телу, ни своей душе. Они даны нам во временное пользование. И все, что мы можем и обязаны делать – это формировать настраивать и оттачивать свой ум мышление, развивать мышление и учиться заботиться о теле, данном нам во временное владение.
Твое тело есть образ Бога, данный тебе Богом. Ты двигаешься, но не знаешь как. Ты пребываешь в покое, но ты не знаешь почему. Ты ощущаешь вкус, но ты не понимаешь причины этого. Твоя жизнь тебе не принадлежит. Она есть божественная гармония, врученная тебе Богом. Твоя индивидуальность тебе не принадлежит. Она есть приспособляемость Бога, врученная тебе Богом. Все это – результат действия божественных законов» (Чжуан-цзы).
Дрёмов Сергей Владимирович
Источник: