Таня пишет курсовую по экономике, а внутри скребут кошки…
Сроки поджимают, дома беспорядок, да и вообще, "Оценка положительных и отрицательных сторон конвертируемого рубля" — не то, чему молодая девушка хотела бы посвятить майские праздники.
Но увы, родительское "доучись! Деньги плачены!" всё решило.
Приходиться писать, писать, ощущая беспокойство от бессмысленности происходящего: "зачем я пошла на эконом?", "могла бы на архитектора…", "теперь точно не успею!". Цепочка мыслей может повести и дальше, в пучину катастрофы, через чащи сомнений и к трясине разочарований..
Отчисление — работа в фаст-фуде — алкоголизм — нищета. Настроение упадёт, забирая остатки сил и студентка действительно получит "неуд".
Но как же тогда быть? Что делать?!
Тут на помощь Тане и приходит когнитивно-поведенческая психотерапия!
"3 ШАГА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОГИ"
Начнём с понятия.
Тревога — сознательно беспредметное, беспокойное ожидание опасности.
Если тревога беспредметна, то и преодолевать нечего. Следовательно, чтобы понять с чем конкретно бороться, стоит найти конкретный объект, из-за которого возникло негативное чувство.
Находим: в данном случае, это переживания студентки о том, что курсовая не будет готова в срок. Как только объект найден, переходим в инструкции:
1 ШАГ. ОТДЕЛИТЕ ПРОДУКТИВНУЮ ТРЕВОГУ ОТ НЕПРОДУКТИВНОЙ.
Чем отличается тревога "не сдать курсовую" от тревоги "а что если через неделю меня собьет машина"? С 1-ой можно что-то сделать в ближайшее время (попросить помощи, составить план, выкроить время), а со 2-ой и делать-то нечего. В отличии от тревоги по поводу курсовой, факт ДТП абстрактен и логические не вытекает из "здесь и сейчас".
А значит нет смысла переживать.
2 ШАГ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ/ИЗМЕНЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Мы придали общей тревоге предметное воплощение и поняли, что за ситуация перед нами. Формально всё выглядит так:
1. Есть незавершенная курсовая работа (15 стр.)
2. Есть сроки (3-4 дня до сдачи)
3. Есть иные обязанности
Мы могли бы оставаться формальными и сказать Татьяне: "пиши по 20 страниц в день, за 1,5 дня всё сделаешь". Но речь о живом человеке и тревоге, которая вынуждает нас добавить ещё один пункт:
4. Фактор стресса
Здесь объективная логика не поможет. Нужно учитывать субъективный взгляд и его границы. Для этого задаём 4 вопроса:
А. КАКОЙ САМЫЙ ХУДШИЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ? — "Не сдать" Б. КАК ВЫ СПРАВИТЕСЬ? — "Общаться с друзьями, уехать в горы";В. ЧТО САМОЕ ЛУЧШЕЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ? — "Сдать на отлично"; Г. КАКОЙ ВАРИАНТ САМЫЙ РЕАЛИСТИЧНЫЙ? — "Сдать на четыре".
Эти вопросы позволяют определить контекст тревожного события с помощью 2-х полюсов, т.е. в перспективе (лучший-худший), проработать его и прийти к объективной переоценке ситуации.
3 ШАГ. НЕУДАЧА — ВОЗМОЖНОСТЬ
Мы ВСЕГДА можем совершить ошибку, допустить просчёт и даже провалиться с треском в любом из дел за которые берёмся. И Таня не исключение.
Она-таки получила долгожданный оценку — "НЕУД"
Да-да, это не история с хэппи-эндом. Речь о реальной жизни, а в ней, как известно, бывает и такое. Но не недооценивайте КПТ. Терапевт и в этом случае Вас не оставит.
Даже если предыдущий шаг не стал конечным, тревога не ушла, а звездопад из эффективных решений не озарил Ваш внутренний космос, всегда можно сделать конструктивные выводы из неудачи.
Приведу пример:
Парень занимался тяжёлой атлетикой но, к сожалению, был вынужден прекратить из-за перелома позвоночника. Травматолог отправил бывшего спортсмена на МРТ. Далее, из результатов обследования открывается ещё один диагноз — "межпозвоночная грыжа" (вызванная поднятием тяжестей). /
Итог: если бы не перелом, то и о грыже мог бы узнать слишком поздно.
Такова и суть 3 шага. Учись смотреть на неудачу в положительной перспективе:
А. ОПИШИТЕ СИТУАЦИЮ ПРОВАЛА, НЕУДАЧИ — "Получила неуд";Б. НАЙДИТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛУЧИВШЕГОСЯ — "Смогла освоить КПТ-техники, решилась на поступление в магистратуру по архитектуре";В. РАССМОТРИТЕ СИТУАЦИЮ В ПОЗИТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ — "Неудача — это шанс делать то, что привносит счастье и удовлетворение в мою жизнь".
Так работает мышление настроенное на продуктивную волну. Можно ломать кости и получать "неуды", сталкиваться с проблемами на работе или в личных отношениях, хамством на дорогах или откровенной несправедливостью властей. Впрочем, не так уж важно с чем. Важнее то, как именно мышление интерпретирует эти факты. Адаптивно или нет? Рационально или иррационально?
Надеюсь, что данная статья показала силу "рацио", с помощью которого подобные искажения и когнитивные ошибки могут быть успешно устранены.
Спасибо за внимание!
ГЕОРГИЙ СОЛОДОВНИКОВ
Психолог-консультант
Телефон для записи на приём: +7 (919) 325 10 99
г. Челябинск.
Солодовников Георгий Александрович
Источник: