психология

4 вида травмы

Если вы помните, то я недавно задавала вопрос, в котором спрашивала, как вы думаете, что первичнее. Ответ кроется в особенностях нервной системы ребенка. Кому-то одно событие покажется неприятным, но не столь страшным. Кому-то это же самое событие нанесет травму.

Психические травмы возникают в раннем детстве.  Психическая травма  — глубокие и мучительные переживания человека, связанные с тяжелыми событиями его жизни, с которыми он не в состоянии был справиться.

Реакция на травму бывает разная, у кого-то эмоции  выражаются мгновенно, а у кого-то эмоции сохраняются в теле на многие десятилетия.

Травмы могут возникать и во взрослой жизни. Это тот случай, когда человек всю жизнь живет один, потому что не смог смириться с расставанием. Или тот случай, когда человек годами носит в себе неотреагированную боль и вспыхивает, как спичка.

Травма имеет очень «хорошую память», а ее жертвы страдают от воспоминаний и реагируют похожим образом на похожие ситуации, причем это все происходит бессознательно. «З. Фрейд отмечал, что его пациенты не только находятся в плену болезненных переживаний далекого прошлого, но и отчаянно цепляются за них, потому что они обладают некой особой ценностью, происходит фиксация на травме, которая может длиться всю жизнь».(с)

Если человек не спасается одними психологическими защитами, то он начинает страдать психосоматическими заболеваниями. Эта болезнь тоже помогает справиться с травмирующими воспоминаниями, уменьшить душевную боль.

Например: обида, которую человек не смог «проглотить», локализуется в области глотания в виде заболеваний горла, щитовидной железы, а обида которую человек не смог «переварить» — в области ЖКТ; нехватка любви вызывает боли в сердце; чувство вины и агрессии вызывает тошноту, рвоту; сексуальная вина — частые мочеиспускания, энурез, цистит;  невыплаканные слезы вызывают расстройство желудка и хронический насморк (слезы находят другой путь выхода).

Далее я расскажу про несколько основных видов травм раннего детства.

Нарциссическая травма связана с особенностями воспитания. Главный посыл, который передается ребенку, в том, что он не должен быть самим собой, поскольку родители видят его другим. Они будут его любить тогда, когда он станет таким, каким хотят его видеть.

Чтобы угодить маме или папе, ребенок должен соответствовать какому-то образу. Что происходит с ребенком? Родитель стирает границы между собой и ребенком, рассматривает его как часть себя или как функцию: «ты должен хорошо учиться и быть отличником», «не должен дружить с плохими детьми», и т.д. Ребенок постепенно «теряет себя», перестает слушать свои желания. Конечно, ни о какой любви и нежности не может быть и речи. Страдает прежде всего, самооценка ребенка, а когда травматик вырастает, то воспринимает и себя, и окружающих, либо полубогами, либо ничтожествами.

Для того, чтобы сформировалась позитивная самооценка, необходимо, чтобы ребенок получал от родителей представление о себе как об отдельно существующем, важном, интересном человеке. Если с детства ребенок слышит «Тебя не спрашивали, помолчи!», «ты вообще кто такой, чтоб рот раскрывать?», «ты недоумок», «ты дурак»,  и т.п., то личность его с большой вероятностью травмируется.

Нарциссическая травма может быть получена, если:

Любовь и желание контакта ребенка со значимым взрослым перестают встречать ответное движение. Холодные, безэмоциональные отклики на объятия, улыбки ребенка.

2. Любое самопредъявление ребенка, отклоняющееся от созданного родителями образа, вызывает у них отвержение. Свои собственные мысли и чувства, желания ребенка «разрешаются» только тогда, когда они совпадают с родительскими.

    Ребенок воспринимается родителями как конкурент, либо на него переносится негативное отношение к кому-то из родственников, либо на него проецируется собственная плохость. Он подвергается нападкам и непосредственно отражается как недостойный, не ценный, вредоносный и т.п. Ему приписываются или преувеличиваются черты, которых нет или которые проявлены минимально, а его ценные качества игнорируются и не отражаются.Помимо прочего, семья, где было много побоев, насилия как физического, так и психологического, где ребенка запугивали, доводили до крайней степени беспомощности.

Травматик не считает себя на самом деле достойным любви и счастья, поэтому всю жизнь пытается заслужить уважение и одобрение.

 

Шизоидная травма возникает в связи с ненавистью или отвержением со стороны родителей по отношению к ребёнку. Это травма первого года жизни, и чаще всего речь идет о маме. Ее неприязнь накладывается на изначально высокую чувствительность ребёнка к отвержению и негативному отношению, за счёт чего и формируется травма.

Это может быть формальный уход, кормление, купание, но полное отсутствие ласки и нежности, даже очень маленький ребенок, до года, чувствует, насколько мама с ним искренняя, живая и настоящая, и если ему не хватает любви, то он в итоге смиряется с тем, что не получает ее, становится вялым, неестественно спокойным, апатичным.

Многие родители, думая, что хотят ребенка, меняют свое отношение, когда на них обрушивается весь груз ответственности, и проецируют на ребенка свое разочарование, злость, отвержение. Также отвержение возникает, если мама очень плохо чувствовала себя во время беременности и после родов, в семье возникли денежные трудности, пришлось отказаться от карьеры, и т.п.

Естественная реакция ребенка на холодное и угрожающее окружение — это ужас и злость. Хронический страх становится невыносимым состоянием, в этой ситуации ребенок обращается против самого себя, подавляет свои эмоции и использует очень примитивные защитные механизмы, чтобы справиться с враждебным миром – уходит вглубь себя, избегает общения, уходит в мир фантазий.

«Мир недоброжелателен, он опасен, в мире никому нельзя доверять». Ребенок начинает испытывать страх, отчаяние и ужас не только перед родителями, но и перед всем миром. У него замораживаются эмоции, он не выражает радость, удивление, страх, гнев. 

Еще сильнее, чем страх, вытесняется чувство злости или ярости. В младенчестве злоба связывается с риском потери мамы. Поэтому подавление злости служит сохранению жизни. У взрослых травматиков часто наблюдается избегание или уход от конфликтных ситуаций, неумение злиться и принимать злость со стороны других людей, и, наконец, склонность выражать ее, если она вообще находит какое-то выражение, в пассивно-агрессивном уходе («догадайся сам, отчего я молчу», «у меня всегда все нормально»). 

Ребенок научился, что лучше удалиться, чем бороться, и что переживание чувства злости безрезультатно и ничего не решает. Очень часто травматик играет с окружающими в собственную доброжелательную натуру. В своей жизни травматик избегает близкого общения, шумных компаний, не привык к душевным разговорам, предпочитает помочь делом, а не словом, имеет обостренное чувство справедливости. 

Травма слияния. Ребёнок не может выработать по отношению к своим родителям надёжную, поддерживающую и основанную на любви связь, причина тому, что родители сами травмированы и не способны дать эту любовь. Если они откроются ребенку, то им придется сталкиваться со своими травмированными частями личности, а они к этому не готовы. Как это выглядит? Родители физически присутствуют, но эмоционально далеко.

Ребенок чувствует отчаяние, что не может достучаться до родителей, изводит себя, чтобы угодить им. Родители становятся примером во всем, идеалом, к которому надо стремиться. Самого себя на самом деле ребенок не может найти (каковы его чувства и желания), потому что он не понимает, «где заканчивается он и где начинается мама». Мама-ребенок или папа-ребенок – это как единое существо.

Взрослый травматик не может отличать свои чувства от чувств других, сильно поддается влиянию чужого настроения и всегда чувствует то же самое. Большая трудность в построении своих границ, сами они нарушают чужое личное пространство, надоедают, часто требуют полного понимания, много внимания к себе, а также наоборот: партнер все делает как он хочет, а травматик со всем соглашается, не может сказать ни слова в ответ. Ему постоянно нужен «духовный наставник» или тот, кто дает «волшебного пенделя», подсказывает, куда идти, что делать, где работать, где учиться, где отдыхать и как жить вообще, потому что внутри травматика огромная пустота, повторюсь, самого себя он так и не нашел. И живет чужим мнением.

То, что пережил маленький ребенок, взрослый чувствует до сих пор: беспомощность и бессилие, привязанность к собственным родителям, апатия, упадок сил. Стратегия выживания — как можно лучше приспособиться к родителям. Травматик копирует поведение родителей, образ родителей идеализируется. Травматик пытается «помочь и спасти» родителей, хотя они уже давно взрослые люди и могут решать вопросы сами.

Травматик лишен воли, энергии. У него много тревог, подавленных эмоций (злость, страх, раздражение, обида). Т.к. подавленные эмоции не осознаются, ведь родители идеальны, то часто состояние переходит  в депрессию. Травматик цепляется за отношения любой ценой, лишь бы его не бросили, или терпит мучительные связи с другими, чтоб не рвать их (разрыв для него — страшная вещь). Вечно хочет догнать и причинить добро, полечить, поучить других. 

Травма сепарации. Это травма преждевременного отделения ребёнка от матери. Например, ребёнка отдали в ясли в раннем возрасте, или бабушке на воспитание, или дяде с тетей, а сами родители уехали на заработки, построили новую семью и родили новых детей, и т.п.

В норме сепарация происходит медленно и поступательно, по мере созревания психики. Сначала младенец не отделяет себя от матери. Затем он начинает распознавать мать как отдельное существо.

Физическое и эмоциональное отделение от матери наступило преждевременно, до того, как психика ребенка стала к этому готова. То есть, ребенок был разлучен с мамой тот момент, когда она удовлетворяла все его потребности, на этом месте происходит остановка всех его психических процессов, заморозка его эмоционального развития.

Травмированный ребёнок будет внешне продолжать расти, но внутри психики он будет продолжать искать свою мать (либо это реальная мать, либо человек, который ее заменит). Для созревания психики нужна фрустрация (когда ожидания не исполняются, желания не удовлетворяются), то есть разрыв слияния. В этом случае ребенок остается на какое-то время один, но укрепляется его вера в себя, он понимает, что он может хотеть делать по-своему, никому не угождать, у него формируется понимание, кто он на самом деле, какой он, чего он хочет. Травматик любой ценой сохраняет свои близкие отношения, потому что психика его до сих пор избегает сепарации. В любовных отношениях все его потребности должен удовлетворить его партнер (ты мне и друг, и любовник, и психолог, и вдохновитель, и финансовая поддержка).

Когда у травматика рождаются свои дети, он считает своим долгом восполнить ту «бездну» в нехватке любви, и часто становится слишком опекающим родителем.

©Анастасия Завирохина

Анастасия Завирохина

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...