Продолжение статьи.
Страсти Дон Жуана (2013)
Фильм поднимает вопросы о ценностях и фасаде успешного человека. Про разность между этим и настоящими потребностями человека. Про то, как легко, ориентируясь только на внешние стандарты и зваышенные ожидания других людей, можно потерять себя. Это показано, прежде всего через секс и женско-мужеские отношения. Краешком фильм касается порно-зависимости. О том, что в погоне за стандартами красоты и эротичности, можно заблокировать свою чувственность. А половые органы имеют свои особенные рефлекторые закономерности работы. И к внешней эстетике это имеет лишь косвенное отношение. На эту тему нередко приходится психообразовывать людей, приходящих на консультацию с сексуальными проблемами. И одного только этого бывает достаточно для "чудесного исцеления".
Лолита (1997)
Популяризированная, смягченная экранизация замечательного одноименного романа Владимира Набокова. В фильма можно проследить 2 основные линии повествования. Первая — это переживания педофила, который стал испытывать сексуальное желание к своей падчерице. Чистый конфликт между желаниями и общественными устоями. И тут мир подбрасывает ему подарок и у него появляется возможность "развернуться" и вполной мере удовлетворить свои желания. В полной мере показать свою "плохость". Но это только с одной стороны. Но даже то, что он истинный педофил — спорная вещь. Ведь, Лолита, хоть и подросток, но ведет себя с ним, как полноценная женщина. Набоков, как бы между строк поднимает вопрос о том, что есть такие женщины, Лолиты, которые сексуально созревают гораздо раньше своего совершеннолетия. И даже дадут фору неоторым "зрелым" женщинам. Или можно пойти дальше, немного обобщив эту мысль, что женщины сексуально созревают гораздо раньше достижения "паспортного" совершеннолетия. И они начинают пробовать свои чары на тех мужчинах, которые попадаются под руку. И чем не удачная кандидатура для этого — отчим? Но эти рассуждения как бы делают совершеннолетнего героя жертвой. А это вовсе не так. Потому что это простейшая история отношений мужчины и женщины, приперченная тем, что попросту не укладывается в рамки социальных условностей и закона. На этом фоне и возникает проблематика.
Вторая линия сюжета — это эдипальное состяжание двух женщин — матри и дочери — за мужчину. Случайное стечение событий позволяет Лолите победить мать в этой схватке и заполучить себе отца. Вторая линия, кстати, в книге не прописана.
Примечательна фишка этого кино со сменой цвета одежды в зависимости от морального состояния героев.
Пианистка (2001)
Помню, как посмотрел этот фильм еще до получения психотерапевтического образования и он показался мне полным бредом, высосанным из пальца режиссером-извращенцем. Полагаю, что это нормальная обывательская реакция отторжения на "очень больную" историю, который в повседневной жизни, вроде бы, не встречается. Но стоило разобраться в психоанализе и поработать с живыми людьми, пересмотреть его снова и все встало на свои места. История, рассказанная в фильме, как раз, очень часто встречается в жизни, просто она там менее выразительна и маскируется под традиции, культурные нормы, образ жизни и свободный выбор. Видимо, для получения пользы и даже удовольствия от просмотра данного фильма требуется какая-никакая подготовка. Как и для восприятия других фильмов по этой теме.
Фильм очень наглядно показывает удушающий симбиоз уже перезревшей женщины и ее престарелой матери. Этот симбиоз блокирует возможность установления отношений с кем-либо еще, кроме матери. В противовес этому, интерес к таким отношениям и потребность в них в здоровой части личности героини есть и очень выражены. Эти две сильные тенденции входят в явное противоречие, но по итогу находят уступку и выражаются в грубейшем искажении сексуального поведения главной героини. На этом фоне показано развертывание садо-мазохистической динамики, в буквальном смысле, деструктивных созависимых отношений. Приближение-отдаление, натяжение симбиотиеской пуповины, установление контроля вместе с отвержением, смена ролей жертвы и палача.
Нимфоманка (2013) в двух частях
В фильме рассказана история человека за пределами добра и зла. Человека, который позволил себе все, в чем испытывал потребность. История про неистовость и жадность к телесным удовольствиям, которые способны зайти далеко за границы условностей. Будь то — интересы и желания других людей или даже целостность своего тела. Конечно же, речь идет о психопатической личности, завораживающей и яркую в своей энергичной безганичности и презрении к условностям общества и, одновременно, жалкую в своем одиночестве и оставленности другими людьми.
История рассказана очень интересным образом — как главы старинной книги о рыбалке. И одновременно — как исповедь чистой грешницы, обрамленная интеллектуальными вставками девственника. По ходу рассказа все перемешивается — и грешница оказывается не такой уж испорченной, а девственник — не таким уж целомудренным. Они из своих крайностей становятся просто людьми.
Необратимость (2015)
Фильм довольно плотно и плавно погружает в переживания, как в счастливую жизнь с замечательными отношениями может случайно и неожиданно ворваться рок в виде обезумевшего насильника. И в один момент все благополучие рассыпается, как карточный домик.
Фильм полон всяких аллегорий и смысловых игр. Тяжелая, но интересная работа. Не для слабонервных, по крайней мере. Чего стоит только легендарная 11-минутная сцена анального изнасилования, снятая крупным планом. В Википедии пишут, что на премьере людям плохело и требовалась медицинская помощь. Но те уж, кто досидел — аплодировали стоя.
Ссылка на полный пост ВК с прикрепленными фильмами.
Таких фильмов немало. Продолжение будет скоро…
автор : Олег Немыкин | врач |
психотерапевт | психиатр | СПб |
подробности, запись на прием:
whatsapp | 8 (911) 747-82-00 | viber
Спасибо, что читаете, лайкаете
и комментируете статьи.
Обратная связь очень важна,
побуждает писать больше и лучше.
Для того, чтобы быть в курсе выхода
новых работ — подписывайтесь!
Олег Немыкин
Источник: