«А судьи кто?» Ответ на этот вопрос часто носит чуть ли ни определяющее значение для человека. Кого человек выберет в качестве источника истины, правды и того кто обеспечивает ему безопасность?! Глобально таких источника может быть только два: либо внешний мир и окружающее его люди, либо человек сам для себя. Чему на самом деле человек предает важность, то и оказывает значительное влияние на образ его мышления и жизни.
В этой статье предлагаю обратиться к вариантам с ориентацией на внешний мир и людей.
Человек с внешней ориентацией склонен оценивать себя, свои мысли, действия и исходя из внешних оценок и критериев и источников информации, ставя при этом их во главу угла. Для принятия какого-либо определенного решения или оценки правильность своих поступков, такому человеку требуется информация от важного для него внешнего источника. До тех пор, пока такого рода источник не найден, решение не будет приниматься и, соответственно, действия по выполнению этого решения
могут не выполняться. Найти такой источник необходимо для человека, потому как это позволяет ему перенести ответственность за принятия решения, его реализацию с себя на этот самый источник, и тем самым обезопасить себя от возможных неудач. Неудач, которые так сильно бьют по самооценке.
Конечно, такой человек имеет явно выраженный эгоцентризм. Ведь он в действительности каждый раз он беспокоиться только о себе. Вся его деятельность, направленная на взаимодействие с другими людьми, имеет конкретную задачу: сформировать у них (в их головах) хорошее отношение к нему самому. Это такая форма манипуляции другими. «Когда я создам у других хорошее отношение ко мне, всё будет хорошо, и я в безопасности». Потому такой человек будет всячески подстраиваться, прогибаться под других, ориентироваться на их мнение, терпеть неудобства, идти на компромиссы.
Решение человека о том, что его источник безопасности не в нём самом, приводит человека к тому, что он становиться не только более чувствителен к обратной связи
от внешних источников, но и нуждается в ней.
Положительная обратная связь укрепляет самооценку. Однако тут же создает зависимые отношения.
Отрицательная же обратная связь приводит к развитию антисоциального поведения. Желание и даже необходимость получать обратную связь от значимых людей приводит к тому, что люди с внешней ориентацией значительно ориентированы на общение и являются хорошими коммуникаторами. У них достаточно хорошо развиты внимательность, чувствительность. Такие люди легко обучаемы, потому как именно адаптация к окружающему миру, а не собственное развитие и изменений мира, является их развитой способностью.
Чаще всего у таких людей на первом месте проявлены такие убеждения как:
— Мне обязательно надо нравиться всем. Когда я нравлюсь всем, всё будет хорошо!— Когда я сделаю так, как меня кто-то попросил, другому человеку будет хорошо, и тогда он меня поблагодарит.— Какое решение примет большинство, к такому я и присоединюсь.— Главное – сохранить хорошие отношения, не ссориться и не конфликтовать.— Мало ли что мне не нравится!.. Это же работа! Значит, я должен это делать так, как должен.— Если сам не уверен или не знаешь, обязательно спроси у другого.— Всегда нужно учитывать и интересоваться мнением другого человека. — Это не я так решил – так сложились обстоятельства (мне так сказали)!— Не суди сам, да не судим будешь.— Если для вас это принципиально, тогда я согласен.— Всё будет хорошо! Будем надеяться, по крайней мере…
Зависимость от мнения окружающих, депрессия, отсутствие смыла жизни и постоянное чувство тревоги за будущее, соматическое нарушение сна и невозможность построить близкие отношения – это одни из самых частых симптомов проявления такой ориентации у клиентов.
Чем можно помочь и куда двигаться? Как минимум, вместе с клиентом, попытаться понять психологическую составляющую данного проявления.
Необходимо помочь клиенту вернуть ему ценность и значимость самого себя. Возврат самого себя в число равноценных и равнозначимых людей является важной задачей для мироощущения клиента. Понимание того, что ровно насколько значим и прав другой, настолько же значим и сам клиент. Что обеспечение собственной безопасности и создание уверенности может начинаться с простого формирования навыка построения личных правил, осознания и структурирования чувств и мыслей.
В чём ресурс? — он всегда в том, что человек действительно любит делать! Он скрывается в "своих делах": рисование картин, танцы, занятие йогой…
Только делая то, что мы любим, можно понять себя, почувствовать почву под ногами и ощутить источник уверенности в себе, а так же понять и то, что чем я могу делиться с другими.
Рецепт стар, как мир: свои! "интересы" и "цели" надо осознать, и превратить эти интересы в работу — в "проекты". Цели, которые он пытается достичь должны быть значительными для клиента. Их он и превращает в работу, в проекты.
В дальнейшем человек понимает, что реально реализовываться можно только что-то делая для других. И это будет важным поворотом в восприятии человека. Деятельность клиента будет формироваться не как обеспечение собственной безопасности и поддержание самооценки за счёт других, а как реализация себя, своих интересов, сохранение своей безопасности для пользы других.
Делиться мы можем от избытка. От недостатка любви к себе мы можем только бесконечно требовать её от других, в надежде, что кто-то или что-то смогут нам сможет это восполнить. Не в зависимости от других, а в любви к себе и другим мы сможем стать чуточку счастливее!
Власов Михаил Юрьевич
Источник: