Подростки – самая тяжёлая возрастная группа среди людей, употребляющих наркотики, алкоголь и любые другие психоактивные вещества. Подросток – ещё не взрослый, но уже и не ребёнок, промежуточное звено, наполненное повышенной возбудимостью, гормонами, болезненной самооценкой и частыми упрёками в ущемлении их прав со стороны взрослых.
Чтобы ни говорил родитель или любой взрослый человек подростку, это будет восприниматься им с предубеждённостью ко всему сказанному. Взрослые, по мнению подрастающего поколения, пытаются навязать своё «ненужное» мнение путём морального давления, запугивания или занудных нравоучений. На любое слово или действие со стороны родителя у тинэйджеров есть своё «исключительно правильное», часто безапелляционное мнение.
Подростковый этап взросления осложнён не только гормональными изменениями в организме человека, но и процессом отделения (болезненным для всех членов семьи) подросшего поколения от родительского для получения собственного жизненного опыта.
Очень часто для отделения от семейной системы подросток выбирает обесценивание родительского жизненного опыта и сценария семьи. Обесценивание – это своеобразная форма обезболивания чувств, к которой чаще всего склонны люди с зависимым поведением или дисфункциональными отношениями в семье. Довольно часто присутствуют оба пункта без слова «или».
По-другому отделяться от семьи больно и страшно, иногда ещё и невозможно, т.к. в семейном сценарии дисфункциональных отношений не предусмотрены другие способы отделения, кроме обесценивания ближнего своего, поэтому «я обесценю всё, что говорит мама/папа (и прочие ранее важные члены семьи) и поступлю наоборот. А ещё пойду на улицу без шапки и назло Вам отморожу себе уши. Вот тогда поймёте, какой я независимый и взрослый». Грустно, но очень многие подростки так рассуждают. А родители приходят на консультацию, полные тревоги, страха и бессилия.
Очень болезненно тинейджер воспринимает тему любых запретов, правил, норм и сложных тем, в том числе употребления алкоголя и наркотиков и формирования следующей за употреблением зависимости от ПАВ. Под ПАВ (психоактивное вещество) следует понимать любое вещество, способное воздействовать на центральную нервную систему человека, приводя к изменению психического состояния организма вплоть до изменённого состояния сознания.
Родители, учителя, сотрудники полиции и медицинских учреждений, по мнению подростков, навязывают излишнюю тревогу в связи с употреблением психоактивных веществ. Многие подростки считают, что нужно посвятить кусочек жизни невинным экспериментам с ПАВ, исключающим, по мнению подрастающего поколения, какую-либо возможность формирования зависимости от употребления наркотиков, алкоголя и прочих стимуляторов. Самое опасное в этой ситуации – плохая осведомлённость детей и родителей о новомодных наркотиках, их действии на организм и последствиях, а также самоуверенность и мощнейшая иллюзия возможности контролировать своё употребление и поведение под воздействием психоактивных веществ.
Родители, столкнувшиеся с тем, что их ребёнок регулярно употребляет алкоголь или наркотики находятся в отчаянии и не знают, как помочь своей семье. Подросток же находится при этом в активном сопротивлении любым действиям со стороны взрослых, агрессивно защищая себя и своё право на свободу выбора употреблять ПАВ или вести здоровый образ жизни. В этот момент тинейджер не способен понять, что выбора у него нет с момента первого употребления наркотика.
Если Вы столкнулись с употреблением ПАВ вашим ребёнком, то отличить зависимое поведение от модных в подростковом возрасте экспериментов Вам поможет специалист, работающий в сфере зависимости.
До момента обращения к специалисту можно попробовать следовать нескольким пунктам, приведённым ниже:
— в первую очередь, постарайтесь выслушать своего ребёнка, что бы он ни говорил Вам про употребление наркотиков и алкоголя, главное действие – это слушать, не перебивая, не включаясь чувствами, которые могут спровоцировать конфликт. Прерванный на полуслове, тинейджер может расценить это как пренебрежение его мнением или обесценивание его чувств и потребностей, и закрыться от Вас навсегда. Ваше драматичное поведение, усиленное криками, упрёками, истерикой и слёзами вызовут у подростка исключительно агрессивную реакцию и злость, маскирующие его чувство вины, страха и собственной неполноценности.
— старайтесь предъявлять свои чувства и мысли ребёнку в уважительной форме, говорите о себе от первого лица, выражая исключительно собственное эмоциональное состояние, связанное с ситуацией его употребления. Например: «Я очень сильно боюсь, что…», «Мне страшно и больно от того, что происходит в нашей семье…». Если подросток не готов Вас слушать, не давите на него, возьмите паузу и дождитесь, когда он проживёт свои чувства и будет готов общаться, обговорите сроки; говорите подростку, что любите его и готовы поддержать и постараться ему помочь.
— старайтесь не поддаваться панике, не включайте гиперконтроль, проверяя карманы подростка и читая его переписку в социальных сетях, соблюдайте личные границы своего ребёнка. Неуважительное поведение отвернёт ребёнка от Вас, и вернуть его доверие будет крайне сложно. Гиперконтроль может спровоцировать обратную реакцию в сторону употребления, тинейджер может продолжить употреблять ПАВ уже Вам назло, испытав глубокое чувство уязвлённости и обиды.
— старайтесь в любой ситуации найти компромисс, общайтесь на любую тему, не должно быть табу и запретов на общение. Общайтесь на равных, избегайте поучительного тона и навязывания своего мнения. Общаясь на тему зависимости, обсуждая ситуацию, в которую попал Ваш ребёнок, старайтесь не впадать в созависимые отношения, которые развиваются по сценарию треугольника с тремя ролями, не играйте роли спасателя, преследователя или жертвы. В нужной ситуации сумейте отказать и твёрдо держать свою позицию, если зависимый подросток требует у Вас денег или другой нездоровой поддержки.
— не бросайтесь исправлять весь ущерб, причиненный Вашим ребёнком кому-либо, не берите всю ответственность на себя. Лучше показать ему объективную картину происходящего, дать вид со стороны, поделиться опытом, чтобы подросток сам смог увидеть все последствия своих неверных действий. Делите ответственность за происходящее поровну, так как зависимость – семейное заболевание, здесь нет виновных, есть семья, попавшая в тяжёлую ситуацию.
— честно говорите с подростком про его возможности и последствия его действий: если он хочет бросить употреблять сам – дайте ему возможность получить этот опыт, но обговорите варианты последующих действий в случае его неудавшейся попытки, в том числе и обращение за помощью к специалистам по работе с зависимым поведением.
Берегите себя и своих близких!!
Дьякова Наталия Павловна
Источник: