Ко мне часто обращаются родители детей-школьников с такой проблемой, как выраженная агрессия у ребенка. Жалобы звучат следующим образом: ребенок крайне остро реагирует на какие-либо замечания в свой адрес; ребенок не слушается учителей или же попросту срывает уроки; ребенок конфликтует со сверстниками. Естественно, любящие родители хотят понять, как быть в такой ситуации, как реагировать на агрессию и как предотвратить ее проявление.
К сожалению, взрослые не всегда понимают, что демонстрация агрессии — это всего лишь ответная реакция, возникшая у ребенка в ответ на раздражитель. Сформироваться агрессия может, например, в ответ на обиду. Физиологически эта эмоция подкрепляется гормоном надпочечников — норадреналином. А если ребенка регулярно обижает один и тот же объект, то раздражение трансформируется в ненависть к обидчику и, как следствие, в агрессию.
Однозначно, ребенок не агрессивен сам по себе, источником подобного поведения может являться его собственная семья: пьющие родители, оказывающие физическое или психическое насилие, отсутствие материальной стабильности в семье, нехватка любви и внимания родителей, повышенные требования к успеваемости ребенка. Также, сформировать агрессивное поведение у ребенка могут трудности в адаптации к социуму — насмешки одноклассников, различные издевательства с их стороны, пренебрежительное отношение учителей. На самом деле, причин, приводящих к агрессивному поведению достаточно много, но суть их всех едина — ребенку плохо, он не чувствует себя в безопасности и пребывает в тревожном, подавленном эмоциональном состоянии.
В связи с тем, что за ребенка дошкольного и школьного возраста ответственность несут родители, то им следует быть внимательней и стараться не допускать возникновения ситуаций, которые приведу к повышенной тревожности ребенка.
Например, родители хвалят ребенка только, когда он делает что-то хорошо, а когда делает плохо — дают понять, что их это не устраивает и ребенок усваивает, что его любят только, в том случае, если он делает все идеально. Он может до головной боли зубрить домашнее задание, участвовать во всевозможных олимпиадах и соревнованиях, не потому, что ему так хочется, а потому, что только так он может заслужить похвалу и одобрение родителей, то есть почувствовать себя значимым и любимым. Жизнь в постоянном страхе получить неуд и не быть лучшим, накладывает большой отпечаток. Ребенок становится беспокойным, нервным и остро реагирует на неудачи.
Для того, чтобы предугадать возникновение проблем, родителям следует быть внимательными к своим детям. Родители обязательно должны знать, чем «живет» их ребенок, чем он интересуется, в каких отношениях он с одноклассниками и учителями, в каких отношениях ребенок с самим собой и насколько он доволен происходящим в его жизни. Нравится ли ребенку учиться, о чем он мечтает, кем хочет стать в будущем, что его радует, а что несет негативные эмоции. Также, родитель должен задать и себе несколько вопросов: не слишком ли я требователен к ребенку, достаточно ли внимания я ему уделяю, говорю ли я ему о том, что люблю его?
Чтобы знать ответы на все эти вопросы, родителю необходимо чаще разговаривать с сыном или дочерью, наблюдать со стороны за поведением своего чада, проводить вместе время за игровой или творческой деятельностью, интересоваться мнением окружающих: друзей, одноклассников, учителей.
Мы — взрослые не должны забывать о том, что нашим детям в первую очередь нужна любовь и забота. Нам важно создать ребенку условия, в которых он будет чувствовать себя в безопасности. Будет чувствовать, что он любим, и много значит для своей семьи. В таком случае, ребенок будет редко проявлять негативные эмоции, такие как агрессия, гнев, злость. И будет хорошо относиться к окружающим.
Неся ответственность за своих детей, нам стоит уделять им больше внимания, проводить с ними больше времени, наблюдать за ними и изучать те реакции, которые ребенок проявляет в тех или иных ситуациях. А в случае, если вы понимаете, что периодически ваш ребёнок попадает в неконтролируемые состояния, необходимо обращаться к детскому психологу. Это поможет вам избежать большого количества ненужных негативных ситуаций и конфликтов.
Олейникова Анна Васильевна
Источник: