Как известно, многие писатели были превосходными психологами. Чеховские персонажи, к примеру, учат нас хорошему и показывают пример того, как делать не стоит, они забавляют и разочаровывают нас, вызывают к себе сочувствие или же приводят читателя в ярость. Большинство созданных автором образов могут быть дополнительно изучены посредством анализа особенностей их характера на основе психологических представлений об акцентуированных личностях.
Акцентуация (от лат. accentus – ударение, подчеркивание) – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида – избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям. Одним из первых попытку составить типологию акцентуированных личностей предпринял немецкий психиатр Карл Леонгард.
В своей широко известной работе «Акцентуированные личности» Карл Леонгард выделяет 12 так называемых акцентуированных типов характера: демонстративный; педантичный; застревающий; возбудимый; гипертимный; дистимный; аффективно-лабильный (циклотимный); экзальтированный; тревожный; эмотивный; экстравертированный; интровертированный.
Прежде чем попытаться соотнести избранных нами главных героинь с указанными типами акцентуации характера, обратимся к тому, как описывает трех сестер сам А.П. Чехов.
Все сестры Прозоровы предстают перед нами одновременно в первом действии, но уже с самого начала понятно, что они очень разные. Автор помогает нам понять это уже в ремарке, обозначая: «Ирина в белом, Маша в черном». Их платья контрастируют: цвет юности и надежд у Ирины и несчастливой жизни, несбывшихся надежд у Маши. Синее форменное платье Ольги также не случайно – оно как бы символизирует нам о «заключенности» героини в рамки, как в это платье, из которых она уже не выходит…..или не хочет выходить?
Ольга, старшая из сестер, учительствует в гимназии. Но эта работа, вся жизнь не устраивают ее. Героиня даже согласна выйти замуж без любви. Душа Ольги рвется в Москву, мечтая там найти свое счастье. Но рутина, пошлость окружающих людей заглушает в ней все мечты, лучшие ее стремления. Тем не менее, надежда не покидает девушку. Она говорит сестрам: «О милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем….»
На наш взгляд, Ольга представляет своеобразное сочетание педантического и интровертированного типа акцентуации. В первом случае в ней ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей, на службе такие люди мучают сослуживцев формальными требованиями, а дома изнуряют близких требованиями чрезмерной аккуратности и стремлением переложить принятие решений на других. Представители этой акцентуации предпочитают профессии, не связанные с большой ответственностью, и не склонны к перемене места работы.
В пользу проявляющегося у Ольги интровертированного типа говорит её малая общительность и замкнутость. Как правило, интроверты чаще всего погружены в себя и свои мысли и поэтому вступают в общение с другими людьми только по необходимости. Им свойственна повышенная ранимость, которую они бережно хранят в себе, предпочитая переживать в одиночестве. Даже к своим близким они относятся холодно и сдержанно. Любая попытка окружающих вторгнуться в их внутренний мир встречает достаточно жесткий отпор.
Вторая сестра, Маша, вышла замуж по любви, однако поняла, как ограничен ее муж, и теперь несчастлива в браке. Ей хочется чего-то большего, но сбежать от этой обыденности и бросить вызов окружающему её обществу она не может, на это у неё нет сил. В четвертом действии Маша говорит: «Когда берешь счастье урывочками, по кусочкам, потом его теряешь, как я, то мало-помалу грубеешь, становишься злющей. (Указывает себе на грудь) Вот тут у меня кипит…»
Маша, по нашему мнению, является представителем эмотивного типа акцентуации характера. Что свидетельствует в пользу этого? Во-первых, то, что человек данного типа акцентуации характера чрезмерно чувствителен к замечаниям и неудачам, раним, глубоко переживает малейшие неприятности, чаще всего демонстрирует печальное настроение. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. Во-вторых, эмотивы очень исполнительны, имеют высокое чувство долга, обычно бывают хорошим семьянином. Наверное, именно в силу этих сочетаний несмотря на точное ясное понимание всей пошлости своей жизни, Маша продолжает оставаться рядом с нелюбимым мужем, с несбывшимися надеждами, с неудовлетворенным чувством любви.
Ирина, младшая из сестер, больше всех мечтает о переезде в Москву и острее всех переживает крах этой мечты. Ирина страстно желает порвать со старой жизнью. Она хочет трудиться, поступает на службу, но эта работа не удовлетворяет, а только тяготит ее. В Москве Ирина надеется встретить настоящую любовь, но это остается лишь мечтой. И героиня готова выйти замуж не любя, просто за хорошего человека. В конце концов, Ирина уезжает из этого города, от своей нелегкой жизни.
Ирину, на наш взгляд, можно отнести к представителям аффективно-экзальтированного типа акцентуации характера. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, такие люди имеют склонность к невротической депрессии.
Мы полагаем, указанные особенности аффективно-экзальтированного типа акцентуации ярко иллюстрирует монолог Ирины в четвертом действии: «Если б только вы знали, как мне трудно жить здесь одной, без Оли… Она живет в гимназии; она начальница, целый день занята делом, а я одна, мне скучно, нечего делать, и ненавистна комната, в которой живу…Я так и решила: если мне не суждено быть в Москве, то так тому и быть. Значит, судьба. Ничего не поделаешь…Всё в божьей воле, это правда. Николай Львович сделал мне предложение…Что ж? Подумала и решила. Он хороший человек, удивительно даже, такой хороший…И у меня вдруг точно крылья выросли на душе, я повеселела, стало мне легко и опять захотелось работать, работать…Только вот вчера произошло что-то, какая-то тайна нависла надо мной…».
Таким образом, предпринятый в данной работе анализ психологического облика главных героинь пьесы А.П. Чехова «Три сестры» с точки зрения представлений об акцентуациях характера позволяет сделать вывод о многогранности и глубине проявления данного психологического феномена в произведениях автора.
Прежде всего, заслуживает внимания тот общий эмоциональный тон, который пронизывает психическое состояние каждой из сестер: холодность и ранимость Ольги, чувствительность и тревожность Маши, впечатлительность и трагичность Ирины. Этот тон и составляет основу отнесения женщин к тому или иному типу акцентуации характера (педантично-интровертированный, эмотивный и аффективно-экзальтированный типы).
С другой стороны, за этим общим эмоциональным тоном тоски, смутного беспокойства и неудовлетворенности скрываются главные моменты внутренней жизни героинь – доброта, отзывчивость, способность понимать душевные движения других людей, стремление к лучшему, предчувствие положительных перемен, которые становятся основой их нравственных исканий и духовного содержания жизни.
Библиография:
Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 328 с.
2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти т. / А.П. Чехов. – М.: Наука, 1974-1983. – Т.11-13: Пьесы. – М.: Наука, 1977-1978.
Наквасина Светлана Николаевна
Источник: