психология

Анализ фильма Сплит (2016)

Фильм смотрю второй раз. Первый раз смотрела год назад и многие моменты не помню.

Если говорить об эмоциональной составляющей, то фильм вызвал большой интерес в отношении людей с диссоциативным расстройством идентичности. Интересно было бы изучить моменты изменения химии в теле. Сам герой фильма, кроме чувств интереса, больше ничего не вызывал. Правда, когда в нём включалась личность Хедвика — местами ощущалось сочувствие к 9-ти летнему мальчику. Кейси тоже вызывала чувство интереса. Чувство раздражения вызвали два героя: дядя Кейси и подруга именинницы. Дядя Кейси вызывал даже не чувство раздражения, а чувство омерзения: то, как он выглядит и то, что он совершил с Кейси. Подруга именинницы вызвала раздражение из-за своей нескромной одежды (особенно, когда на это обратил внимание похититель) и то, как она пыталась тянуть свою юбку вниз, когда похититель смотрел на неё. Когда Кевин просил снять её юбку — сочувствия не было совсем, а когда Кевин попросил снять кофточку именинницу — мне стало жалко девочку. Доктор Флетчер тоже вызвала чувство интереса и её мысли насчёт особенностей людей с расстройством множественной личности.

Что касается непосредственно самого анализа, то создалось такое впечатление, что истории Кевина и Кейси переплетены и их встреча — это развязка. У Кейси было неоконченное дело, которое ей в обязательном порядке нужно было решить. Само начало фильма говорит об этом: Кейси, отвернувшись от всех, смотрит в окно на декоративные листья на подоконнике, и это создаёт впечатление, будто она ждёт…ждёт того самого зверя, которого боится.

Вообще создавалось впечатление, что Кейси что-то предчувствует. Сцена, когда Кевин садится в машину и усыпляет прежде всего двух девочек, а ей, Кейси, будто даёт какой-то таинственный шанс то ли на раздумье, то ли на побег — создаёт ощущения соучастия Кейси в деле, либо создаёт ощущение какой-то тонкой связи между героями. Когда Кейси говорит подруге именинницы: "Нужно описаться" становится понятно, что девочка что-то знает о природе насильников. Кейси не даёт чувству страха одолеть её, а даёт себе возможность понять, что хочет их похититель и только исходя из этого думать о побеге.

Сплетение Кейси и Кевина ярко видно, когда Кевин выпускает наружу Хедвика. Возникает вопрос: почему именно с этой субличностью у Кейси получается наладить доверительные отношения? Возможно, что девочка сама в таком возрасте пережила самую глубокую травму. И только 9-тилетнему мальчику она в состоянии приоткрыть завесу своей тайны о том, что в школе она остаётся после уроков не просто так!

Сам Кевин в образе Хедвика, мисс Патрисии и Денниса начинает чувствовать связь с героиней. Особенно это видно по словам о том, что он хотел бы снять с неё кофточку, но уже близится время священного ужина. С остальных героинь он снял одежду не только потому, что она была грязной, но и для того, чтобы они чувствовали в себе элемент унижения. И это связано со случаем, где две другие девушки посмеялись над ним, что вызвало у него воспоминание о том, как его унижала мать. В какой-то момент сама Кейси играет для него роль матери. Именно тогда, когда она называет его по имени и когда Кевин приходит в себя и просит его убить.

Сам Зверь уже полностью закрывает собой всевозможные личности. И этот самый Зверь, по моим ощущениям, является продолжением её дяди. Этот самый Зверь — это завершение той страшной истории, которую Кейси никак не могла завершить. Убийство Зверя, которое стало для Кейси символическим, дало ей возможность снять с себя цепи и рассказать полиции о том, о чём она не могла рассказать так долго (по крайней мере мне так хочется верить).

Что касается доктора Флетчера, то считаю, что её сгубила одержимость идеи об особенностях мозговых процессов у людей, страдающих диссоциативным расстройством идентичности. За этой одержимостью она не увидела главной опасности – диссоциативное расстройство идентичности можно усугубить до крайне опасного состояния. Особенности особенностями, но сможет ли Кевин стать нормальной социальной единицей в жизни общества?

Вообще элемент Зверя несёт в себе некоторую то ли регилигиозную, то ли мифологическую нагрузку. В истории Зверя пару раз звучал элемент веры. Доктор Флетчер открыла возможность Кевину поверить в свои сверхспособности через историю о слепой пациентки. И сама показала силу своей веры в идею особенностей пациентов с диссоциативным расстройством идентичности. Зверь имел в структуре личности Кевина число 24. Есть древняя религия славян,где боги были разделены по пантеонам и в самом первом пантеоне было именно 24 бога-завершённый круг. Плюс ко всему у нас в сутках 24 часа. И здесь угадывается элемент цикличной завершённости. И в словах Кевина-Зверя о том, что в следующий раз будет приготовлен ужин из 12 нечестивых дев, тоже есть намёк на цикличную завершённость — только годовую-в году 12 месяцев. И есть подозрение, что его субличность мисс Патрисия, была какой-то религиозной воспитательницей, оказавшей на него серьёзное влияние. Потому что много религиозных мыслей звучали именно от неё: восточные мысли, слова, которые она услышала на похоронах и т.д.

Т.е. Зверь — это тот самый главный недостающий пазл, который полностью завершил структуру личностей Кевина. Мало того,он покрыл все личности собой. Кевин очень долго взращивал в себе это завершение в среде, которая ему очень полюбилась — среда животных. Именно оттуда он получил все уникальные особенности Зверя — толстая кожа как у носорога, ползание по стене, как у некоторых рептилий и т.д.

Начало Зверя стало зараждаться в тот момент, когда отец Кевина его бросил. Об этом говорила доктор Флетчер: "Зверь живёт в депо, т.к. отец Кевина сбежал на поезде". Что Кевин хотел сказать, когда положил цветы на платформу? Наверное это был некий обряд прощания со своим гнетущим прошлым и одновременно приветствие зарождённого нового.

В итоге могу сказать, что Кевин стал неким зеркалом для Кейси. Причём кривым зеркалом, в которое она смогла не только заглянуть, но и проникнуть, чтобы увидеть выход из своей ситуации. Две девочки для Кейси — это её субличности. Субличности благополучия, беззаботности, счастья, мира. И эти субличности исчезли тогда, когда Кейси поняла, что ей нужно бороться. Они исчезли, когда Кейси проникла в голову Кевина — увидела все его личности и нашла ключи (очень символично — ключи под шапкой, т.е. решение в голове).

И самый последний момент — это вопрос: что случилось с Кевином 18 сентября 2014 года, когда он ехал в автобусе и потом отключился до тех пор, пока Кейси его не позвала. И, самое интересное, что вначале фильма Кейси тоже собиралась ехать домой на автобусе, НО ей предложили сесть в машину!

Антонина Плаксиенко

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...