Юнг выделил архетип, который отражает жизнь женщины от девичества до старости через образы различных богинь. Юнг назвал этот первообраз «Кора», что значит «Дева». Юнг говорил, что по древней мифологической идее, Кора способна раскрываться, подобно почке, и при этом содержать в себе весь мир.
Буквально, Кора является Персефоной, дочерью Деметры, и воплощает трехсторонние взаимоотношения между матерью и дочерью, и с мужем дочери. Насильно выданная замуж за Аида, Персефона обречена жить в Царстве Мертвых, что является аллегорией смерти. Таким образом противопоставляется связь Деметра-Кора, представляемая, как жизнь и Аид-Кора, представляемая, как смерть.
Кора, если смотреть с одной стороны, является возрастным и статусным периодом жизни девушки, это время вступления в партнерские отношения, в брак, начала жизни с мужем, а с другой стороны, это метафорическое описание психологических изменений в ее жизни, таким образом, проводя аналогию с любой инициацией — это духовная смерть и духовное возрождение в новом качестве, переход от девичества к супружеской жизни. И в любой инициации, человек, через инициацию переходящий, переступающий порог, должен пережить различные сложные испытания перед новой ролью, но у девушек все происходит естественно, таким порогом для них становится первая менструация, которая переводит девушку за порог детства к взрослению и взрослой жизни, являясь тем самым и психологическим и статусным переходом. Вторым таким порогом является обособление от семьи, от родителей и начало жизни со своим супругом.
Даже, если Кора не становится матерью, а Персефона так и не зачала детей от Аида, она все же перетерпевает трансформацию, переходя рубеж, и этот переход от родителей (Геры) к мужу (Аиду) создает предпосылки для внутренних изменений.
Есть некое разделение внутри этого архетипа, обусловленные тем, что девушка находится на пороге нового состояния: это Дева-Кора, Невеста и Персефона, Владычица Мира Мертвых, жена Аида. Это разделение удобно для понимания концепции и для использования в современных реалиях.
Кора не покорена на вершине жизни, где встречает свою судьбу, суть которой — свершение смерти и владычество в смерти. Этот архетип отражает не только семейные отношения, но и социальные, так как связан с образом Гекаты, которая выступает здесь, регулируя социальную часть жизни, как видели ее в древности. В гимне Гомера, Геката выходит из пещеры к Деметре, рассказать о похищении Персефоны Аидом, и они обращаются к Солнцу, как к главному свидетелю похищения, чтобы вернуть Персефону матери. Но, съев зерна граната по принуждению Аида, Персефона вынуждена теперь треть года проводить с мужем в Подземном Царстве. Деметра, горюя по разлуке с дочерью, не позволяет земле плодоносить, и этот траур повторяется год от года.
Этот миф возник на стадии перехода общества от матриархата к патриархату, когда дочь не оставалась с матерью, а уходила жить в дом мужа, и напряжение этого периода компенсировалось порождением сюжета этого мифа.
Но, как было отмечено выше, Кора вмещает в себе черты различных богинь, архетип сложен тем, что отражен во многих ассоциациях. По словам Юнга, этот архетип имеет огромное значение, так как сильно влияет на жизнь современных женщин.
(Использованные работы: К.Г.Юнг «Собрание сочинений. Психология бессознательного», «Архетип и символ»)
Коновалова Ирина
Источник: