Архетип Пуэра. Понятие, роль, функции, динамика развития, функционирования. Его условно теневые и светлые стороны.
Puer aeternus — словосочетание заимствовано из «Метаморфоз» Овидия. Так поэт обращаясь к юноше Иакху [Якху], называет юного бога — героя элeвcинcкиx мистерий. Овидий говорит о нем как о «вечном ребенке» — puer aeternus – и воспевает его сакральную роль в этих мистериях. Позднее божественного ребенка стали отождествлять с Дионисом, а также богом Эросом. Puer aeternus – божественное дитя, рожденное ночью в Элевсинских мистериях, связанных с символическим культом матери. Он – вечный ребенок и спаситель мира, бог плодородия и избавления от смерти, покровитель божественной юности. Схожие функции приписывались и Богам греко-восточной мифологий –Таммузу, Аттису, Адонису.
М. Л. фон Франц применяет термин puer к мужчинам не способным остепениться, нести какую-либо ответственность за свои слова и действия. Они кажутся легкомысленными, вечно молодыми, нетерпеливыми и готовыми начинать всё заново при появлении первых трудностей. Она подчеркивает ярко выраженный материнский комплекс у такого типа мужчин, проявляющий себя через гомосексуальность или донжуанство.
В первом случае сильное воздействие образа матери так влияет на мужчину, что он не способен переживать близкие отношения с другой женщиной. мать остается для него единственной женщиной, у которой нет соперниц. Донжуанство скрывает под собой бессознательное стремление мужчины найти женщину, похожую на свою мать, и всякий раз это стремление оказывается неудовлетворенным, и мужчина уходит из всех отношений, что у него возникают.
В психике человека архетип пуэра активизируется в подростковом возрасте, когда на первый план выходят такие качества личности, как эгоцентризм, демонстративность и внутренняя изоляция. В этот период жизни появляются нарциссические притязания и в то же время чувство глубокого внутреннего одиночества, непонятности окружающими. В этот период подросток сепарируется от родителей и привычной обстановки и начинает искать себя. В это время подростку свойственны также идеализм, проверка границ (телесных и личностных).
Легко можно предсказать, как будет себя вести пуэр, что он будет чувствовать. Он представляет собой всего лишь архетип вечно юного бога, а потому обладает всеми божественными качествами: у него есть тоска по смерти, он считает себя совершенно особым; он – единственное чувствующее существо среди окружающих его упрямых овец и баранов. У него будут проблемы с агрессивной, гибельной Тенью, которую он не хочет проживать сам и обычно проецирует ее на других и т.д. в нем вообще нет ничего особенного. Чем больше он отождествляет себя с юным богом, тем менее индивидуальна его личность, хотя сам он чувствует себя совершенно особенным.
В то же время пуэр испытывает недостаток ощущения реальности собственного существования – он пока еще не существует, и все, что предлагает ему жизнь, является «не тем», что надо, но эта иллюзия утешается другой: в будущем все станет таким, как надо. Более того, пуэры склонны верить в собственный образ Мессии, спасителя человечества, который обязательно предложит миру нечто значительное. Однако когда доходит до дела, пуэра охватывает страх, поскольку он не в состоянии перенести чувство долга понести ответственность за сказанное и совершенное и остаться в рамках пространства и времени, признав тем самым, что он является просто человеком.
Хиллман описывает положительные стороны архетипа как отражение «нашей собственной первичной природы, нашей изначальной золотой тени… нашей ангельской сущности, сущности Божьего посланника», приходя к выводу, что именно через этот архетип мы обретаем чувство свободы и смысла существования. Достаточно тесный контакт с коллективным бессознательным окутывает образ пуэров особым родом одухотворенности, очаровательности и притягательности. Они охотно идут на контакт и находятся в типичных для подростков старшего возраста поисках философских ответов, в поисках истинной веры.
М.-Л. фон Франц описывает теневую сторону архетипа пуэр. Дело в том, что сознательная их установка отличается эмпатичностью, сентиментальностью, стремлением ко всеобщему добру и гармонии. И в тени тогда оказывается такая же божественная (значит «чистая», стихийная, хтоническая) жестокость: «Тень пуэра – холодный, жестокий человек, спрятанный где-то за фасадом личности.»
В процессе анализа таких людей возникает опасная кривая: пока аналитик наблюдает за ними как проницательный лис, анализ проходит изумительно: пуар все понимает, интегрирует свою Тень, принимает необходимость стать более приземленным, вернуться к реальности и начать работать. Но стоит только аналитику превратиться в злющего сторожевого пса, становится понятно, что работа пуэра над собой – всего лишь симуляция. Вся интеграция происходит на небе, a не на земле, не в реальности. <…> Если человек что-то интеллектуально ассимилирует, он помещает это в некий сосуд, ящик. <…> это означало, что он принял идею, но только как идею. Понятие существует, но только в «ящике» его мозга <…> Все остается в мире воображения и рассуждений. <…> Такая реакция человека – результат так называемой слабости нервной системы (nervous weakness), а именно, недостатка жизненной силы и здоровья, определенный запас которых необходим человеку для того, чтобы противостоять конфликтам.
Бедненко Г.Б. в своей работе «Вечный подросток как архетипический комплекс и социальная роль.», выделяет, следующие основные характеристики puer aeternus / вечного юноши:
очаровательный, привлекательный, творческий, увлеченный своими мечтами и фантазиями; как правило, сам он полон жизни, но окружающие его люди испытывают подчас странную эмоциональную опустошённость; асоциальный индивидуализм: будучи особенным человеком, я не считаю необходимым адаптироваться в обществе; я скромный гений; ложное чувство превосходства над другими; нежелание, отказ брать на себя любые серьёзные (а лучше – вообще никаких) обязательства, давать обещания: постоянное ощущение, что это ещё не то, что ему нужно; старательное бегство от обыденной, привычной жизни; ему не нравится, когда кто-то/что-то его обременяет, привязывает к определённому месту/времени, не любит подчиняться никому и ничему; ему присуще очарование молодости и волнующая притягательность, действующая на людей подобно глотку шампанского; сентиментален и одновременно может быть поразительно жесток: он может разорвать отношения одним махом, просто уйти, не считаясь с другими людьми;способен работать/поддерживать отношения лишь до тех пор, пока он одержим этим, его это притягивает, он охвачен невероятным энтузиазмом, – в этом случае пуэр будет с этим, в этом сутки напролёт, пока совсем не лишится сил; заставлять себя пуэр не любит, поэтому если ему разонравилось что-то/кто-то, то он просто увильнёт от этой работы/этих отношений.
Семашко Светлана Анатольевна
Источник: