…Лец ми спик фром май харт ин инглиш.
Май фрэнц, тудэй из э юник момент ин тайм,
боуф фо май кантри энд фо фИфа.
Раша репрезенц итс нью харайнзытц фо фИфа.
Раша минз э биг промоушен оф ауа эгейн…
В. Мутко, Министр спорта,
туризма и молодёжной политики РФ
— Здравствуйте, мы на сегодня записаны…
— Пожалуйста, проходите и устраивайтесь поудобнее. Слушаю вас внимательно.
Мама с сыном. Станислав – светловолосый, под метр девяносто.
— Мы закончили основную школу…
— В смысле –получили аттестат за девятый класс?
— Ну, можно и так сказать.
Стас с 11 лет живет в Великобритании, поступил в частную среднюю школу, и к своим 16 годам благополучно получил GCSE (General Certificate of Secondary Education) – общее свидетельство о среднем образовании. Планирует продолжить обучение по двухгодичной системе A-levels, имея в перспективе поступление в университет (в общем, Джоан Роулинг, описывая учебу в Хогвартсе, дала читателям вполне адекватное представление о британской образовательной системе).
— Дело в том, что обучение на курсах A-levels предполагает самостоятельный выбор изучаемых предметов, в зависимости от будущей профессии. Это очень серьезный и ответственный шаг, цена ошибки слишком высока. Прекрасно отдаем себе отчет, что хорошие оценки по отдельным предметам в средней школе не являются стопроцентной гарантией успешности их углубленного изучения. Есть намерение заниматься физикой с математикой и информатикой, но очень не хочется потерпеть фиаско, зря потерять время…
— Я правильно поняла, что Стас собирается стать инженером?
— Да, у нас с мужем – сеть автосалонов, и мы хотим, чтобы сын пошел по нашим стопам.
— А сам Стас чего хочет?
— В общем-то, я хочу того же.
***
— Ну что ж, мы видим, что у Станислава есть серьезные намерения заниматься инженерно-технической деятельностью, и высокий уровень развития соответствующих способностей. Однако наблюдаются существенные разночтения между декларируемыми намерениями и теми личностными характеристиками, на формирование которых оказывает влияние темперамент – индивидуальные характеристики высшей нервной деятельности, во многом определяемые врожденными особенностями нервной системы. Иными словами, при составлении профессионального плана в расчет взяты ценности и установки, сложившиеся под влиянием окружающих, в первую очередь – родителей, а не индивидуальные особенности, составляющие ядро личности.
— И что это означает?
— Стас, очевидно, справится с углубленным изучением выбранных дисциплин и сумеет стать инженером. Однако есть вероятность, что невозможность заниматься исследованием природы людей, отсутствие необходимости интуитивного понимания мотивов их действий через некоторое время приведет к разочарованию выбранной профессией.
— Но я никогда не хотел изучать гуманитарные предметы, меня абсолютно не интересует никакая психология…
— Тебя никто не заставляет все бросать и «переквалифицироваться», допустим, в того же психолога. Хочешь получить высшее техническое образование – пожалуйста. Однако будь готов к тому, что твое обучение не завершится получением университетского диплома, учиться придется постоянно и самым разным вещам.
Вполне возможно, что одной из «тем» твоего постдипломного образования могут стать HR-технологии – руководство персоналом, допустим, в родительской компании, выработка и реализация планов по его развитию, в общем, то, что принято называть кадровой политикой предприятия.
Имей в виду, что есть все основания прогнозировать успешность подобного рода деятельности.
Опять же, помни: ты хозяин своей судьбы, и окончательное решение – только за тобой.
***
Консультация со Стасом и его мамой закончилась «хэппи-эндом»: общими усилиями удалось найти компромиссное решение.
Но описанная история – далеко не единичный случай.
К сожалению, некоторые родители чересчур близко к сердцу принимают проблему выбора профессии своим ребенком и пользуются (а иногда – злоупотребляют) своим влиянием на него в данном вопросе. И настаивают на варианте, подобранном по одному-единственному критерию: возможность трудоустроить ребенка на «своем» предприятии (или помочь с поступлением в ВУЗ, где сами работают).
Естественно, у редкого подростка достает моральных сил противостоять такой «массированной» обработке своего сознания. Особенно если родители – достойные и успешные люди, пользуются искренним уважением как окружающих, так и самого ребенка. И в таких случаях молодой человек абсолютно уверен, что хочет того же, чего и папа с мамой.
Подобный феномен получил у психологов название «навязанная профессиональная идентичность». К сожалению, излишне упоминать, что в подобной ситуации представляется сомнительным достижение внутренней гармонии и удовлетворенность жизнью – как личной, так и профессиональной. Примеров из практики можно привести множество.
Наиболее угнетает в подобной ситуации – низкая самооценка консультируемых, их страх что-то изменить в своей жизни.
А между тем всем необходимо усвоить одну вещь: в современном мире отсутствует такое понятие, как «профессия на всю жизнь».
Хочешь быть успешным – нужно уметь понимать, во-первых, свои запросы (чем тебе хочется заниматься на текущем отрезке жизни), и, во-вторых, запросы рынка труда (какими компетенциями должен обладать работник, чтобы чувствовать себя профессионально состоятельным). И умение противостоять внешним обстоятельствам, порою выходя из «зоны комфорта» (когда все предопределено и катится по внешне уютной колее) – важная черта современного эффективного «менеджера своей судьбы».
Некрашевич Елена Анатольевна
Источник: