У каждого психолога, по мере работы накапливается свой индивидуальный арсенал различных методов, техник и приглянувшихся приемов. Это те инструменты и форматы работы, чью эффективность психолог видит и готов использовать как для решения конкретных задач в процессе психологического взаимодействия, так и в целях проведения первичной диагностики.
Психологическая работа с детьми имеет ряд своих особенностей. В частности, в отличие от взрослых, ребенок пока еще не обладает тем набором сложных логических конструктов, которые позволяют взрослым анализировать свою текущую ситуацию и свое место в ней. Подчас ребенок не в состоянии даже назвать свои эмоции и переживания относительно какого-либо события.
Однако, если имела место быть стрессовая или даже травмирующая ситуация, то эти неназванные переживания никуда не деваются. Они часто находят выход в неудовлетворительном или же странном поведении, которое обнаруживается близким окружением или педагогами. Конечно, любой родитель попытается выяснить причину таких негативных изменений. Но довольно часто такие попытки оказываются безрезультатными, ввиду двух основных моментов.
Первый заключается в том, что, как уже говорилось выше, ребенок еще не обладает достаточно развитым понятийным аппаратом, способствующим раскрытию процесса рефлексии и последующим анализом с целью соотнесения своих чувств и поведения.
Второй момент связан с неосознанным страхом изменения отношений с родителями. Каждый ребенок очень глубоко жаждет быть любимым своими родными. Поэтому любая информация, потенциально грозящая негативным изменением отношения родителя к ребенку, вызывает тревогу у ребенка и начинает воспринимается им как нежелательная. Как следствие — ребенок остается с этой информацией и сопутствующими переживаниями один на один. Иногда проходят годы, а подчас и десятилетия, прежде чем ребенок, будучи уже относительно взрослым, вспомнит и сможет поделиться с близкими о каком-то важном или тяжелом для него событии детства. Однако это уже не будет иметь такой целительной силы как своевременное отреагирование и поддержка в проживании трудного момента.
Поэтому, одним из моих любимых методов психотерапевтической работы с детьми является арт-терапия. Там, где зачастую ребенок затрудняется вербализовать проблему, — изобразительная экспрессия становится более живым и естественным инструментом для коммуникации. Мышление ребенка обладает большей наглядностью и образностью, нежели в ситуации взрослого человека, склонного оперировать более абстрактными категориями.
Ввиду этого, работа в русле изобразительной деятельности ребенка — является отличным подспорьем для совместного осмысления сложившегося конфликта или трудной ситуации. Изобразительная продукция позволяет оценить: текущее эмоциональное состояние ребенка, особенности его отношения к проблемной ситуации и своей роли в ней, аспекты взаимоотношений с окружением, а также уровень психической зрелости в соответствии с возрастом. Особенности детских рисунков также служат маркерами к различной психопатологии в развитии, что крайне важно для своевременной диагностики потенциальных психических заболеваний.
Потенциал арт-терапевтического подхода в психологической практике обладает поистине широким диапазоном. В процессе такой творческой работы со специалистом ребенок может в безопасных условиях реконструировать свой проблемный опыт, соприкоснуться с вытесненными переживаниями, и интегрировать этот опыт в свою жизнь не просто "с наименьшими потерями", но и найти или создать дополнительные ресурсы для дальнейшего благополучного развития.
Вышеописанные возможности арт-терапевтической работы оправданы тем, что формат арт-терапии предполагает работу с образами и символами психической жизни ребенка. И здесь стоит остановиться поподробнее.
Весь прошлый жизненный опыт человека предстает в его образах представлениях. Каждый из нас взаимодействует с миром через различные виды деятельности, но мы не задумываемся о том, что именно образ — это то, что всегда предшествует нашей деятельности. Не всегда осознаваемый, он иницирует и направляет ее. И не важно, будь то процесс вдумчивого целеполагания относительно нашего далекого будущего или спонтанного желания вкусно перекусить после рабочего дня, — наш психический аппарат уже успел подобрать нужный образ и пустить ход мыслей в соответствующее русло.
При этом, образ, взятый вне контекста, — являет собой мертвый груз, пустышку, для жизни психики. Поэтому в своей работе с ребенком специалист соответствующим образом подбирает сюжеты и темы, дает определенные задания с использованием тех или иных материалов, цветов. Именно арт-терапевтические техники позволяют как выявить контекстуальную составляющую образа, так и всячески взаимодействовать с ней: преображать, обогащать или, напротив, достраивать границы там, где есть такая необходимость.
В завершение, мне бы хотелось отдельно отметить "экологичность" арт-терапевтического подхода для детской психики. Иногда родители могут испытывать тревогу относительно того, что в процессе такой арт-терапевтической работы "всплывет на поверхность" какой-нибудь негативный образ или сюжет, который испугает ребенка или отразиться на его психической жизни в еще каком-нибудь негативном ключе. Тут родители могут быть абсолютно спокойны, т.к. все происходит ровным счетом наоборот и в этом случае актуализируются другие механизмы психического аппарата. А именно, — в такой творческой работе, нарисованный ребенком образ часто выступает тем, что в психотерапевтической практике называют "контейнером", чья задача — вобрать в себя сложные переживания и сохранить до тех пор, пока сознание ребенка не будет готово "войти с ними в контакт" и принять.
Танакова Оксана Олеговна
Источник: