психология

Авторская методика Владимира Юрьевича Слабинского «Герб семьи»

Проективная методика «Герб семьи» пользуется популярностью при психологической диагностике.

Сильная сторона заключается в большой надежности, устойчивости и информативности, слабая – в сложности интерпретации полученных результатов, необходимости длительного обучения по их использованию в психотерапевтической практике. [Слабинский В. Ю. «Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции» СПб: Наука и Техника, стр. 266]

Итак, герб – это совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики. В любом гербе должны быть не только символические образы, но и девиз. Под девизом понимается – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. [Слабинский В. Ю. «Семейная позитивная динамическая психотерапия. Практическое руководство», СПб: Наука и Техника, 2009, стр. 323]

Методика «Герб семьи» представляет собой рисуночный проективный тест, обладающий не только диагностическим, но и терапевтическим эффектом. Данная методика заключается в том, что клиенту предлагается нарисовать герб семьи и придумать девиз. Семья может быть как реальная, так и желаемая в будущем. А сам герб может быть выполнен не только на листе бумаги, но также из дерева, в металле, в виде панно и другими способами. Для более глубокого погружения в материал рекомендуется ознакомить клиента с основными правилами составления геральдических гербов. Обычно создание герба семьи дается в качестве домашней работы для пролонгирования терапии. И еще потому, что данная методика сложна в исполнении, очень энергозатратна и требует от клиента желания и достаточного количества времени.

Данная методика позволяет исследовать семейные идентичности, ценности и установки, выявить ресурсы и проблемные точки, определить позицию, которую занимает клиент по отношению к окружающему миру. В частности, герб может выражать оборонительную позицию или, наоборот, агрессивную, что дает широкий простор для анализа и дальнейшей терапии. Также «Герб семьи» позволяет самому клиенту осознать семейные качества, которые для него важны, конфликтные семейные ценности и сценарии. Важно, чтобы человек как можно более полно осознавал, что и зачем он изображает на своем гербе.

Методика «Герб семьи» может применяться как в индивидуальной, так и в семейной терапии. И относительно вида терапии отличается смысловой нагрузкой и самим процессом создания герба.

В индивидуальной терапии клиент исходит только из своих предпочтений и чаще отражает либо родительскую семью, либо семью, которую он хочет в будущем. Перед клиентом встает задача, как с помощью символов выразить то, что важно для него и то, какой он видит свою семью. Важной составляющей процесса является обозначение места в жизни клиента материнской и отцовской семьи, так как они несут в себе энергию разных родов и не всегда занимают равноценное место в его жизни. Например, человек, живущий в родительской семье и включающий ее в свой герб, может большую часть пространства наполнить ценностями, чертами и посылами рода по линии матери и практически полностью исключать линию отца. Или наоборот. Например, отец может доминировать в семье, может занимать подчиненное положение, он может быть психологически близок к жене или ребенку, может быть эмоционально отдален от них, может любить или не любить жену и соответственно, быть любимым или не любимым. 

В семейной терапии процесс проходит намного сложнее, потому что в гербе сталкиваются ценности, а вместе с ними и символы, двух родов. Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. И задача супругов состоит в том, чтобы создать нечто новое, что будет олицетворять общую семью и соединит энергию обоих линий. Обычно вот тут и начинаются столкновения интересов, конфликты и споры. Ведь для каждого важны свои ценности, но это не гарантирует, что эти же ценности важны и для партнера. Например, для одного важным является образ дерева, а другой категорически против деревьев на своем гербе. Кроме конфликтов символов, трудность заключается еще и в том, что один и тот же символ может по-разному интерпретироваться разными супругами. Так корона может трактоваться и как символ величия, и как символ высокомерия. Но как раз во время этих споров происходит интеграция родового бессознательного обеих семей. Изначально каждый старается отвоевать свое пространство в системе символов герба, в дальнейшем же происходит осмысление своего места и роли в отношениях, пересмотр некоторых ценностей и создание новых смыслов.

От того, как индивид представляет себе личность других членов семьи (их психологические особенности, чувства, мысли), возможности, которыми располагает семья, в чем усматривает основные проблемы, во многом зависит и то, какие потребности он стремится удовлетворить в семье, как он относится к различным сторонам ее жизни, как он понимает поступки и намерения других членов семьи, относится к удачам и неудачам. [Э. Г. ЭЙДЕМИЛЛЕР В. В. ЮСТИЦКИЙ Семейная психотерапия, Ленинград: Медицина, 1990. стр. 38 ]

Результат создания герба стоит тех трудов, которые затрачиваются, когда в составлении участвует семья. Ведь появляется новый образ семьи, то, что объединяет людей между собой. Многие клиенты после изготовления герба вешают его на стену и испытывают большую гордость и за свой герб, и за свою семью.

Уделим немного внимания и девизу. Потому что он тоже является довольно сложной частью герба, так как человеку нужно вербализовать то, что словами передать очень сложно.

Девиз указывает на самую яркую семейную черту, на то, что выделяет эту семью среди множества других. В связи с этим главные вопросы, которые встают перед клиентом таковы: «А какие мы? Чем наша семья отличается от других? И что для моей семьи самое важное?»

При семейной терапии девиз вызывает дополнительные трудности, так как оказывается, что девиз мужа сильно отличается от девиза жены. Происходит это, потому что изначально каждый из них транслирует девиз свой и своего рода. Поскольку потребности мужей и жен так различаются, неудивительно, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни. Например, когда муж в семье занимает активную позицию, а жена пассивную (он бизнесмен, а она домохозяйка). Изначально их девизы будут скорее всего диаметрально противоположными, потому что девизом мужа скорее всего будет завоевание, а жены поддержание уюта. Но в дальнейшем происходит поиск других словесных форм, которые выражают новый смысл, присущий всем членам семьи. Находится новый девиз, который уже не «мой», а «наш».

Как уже говорилось ранее, герб состоит из символов, и каждый сам решает какими символами его наполнить.

Символ — образ, являющийся представителем других — обычно весьма многообразных — образов, содержаний и отношений. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и раскрываются лишь косвенно — через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в общечеловеческой символике — мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства. Символ стремится перевести абстрактную понятийную категорию в наглядную. Чем более многозначен символ, тем он более содержателен. [ «Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998]

Например, кошка может символизировать удачу и быть животным, которое оберегает. И в то же время она может символизировать темную сторону человеческой сущности и неудачу (К примеру, черный кот). Еще одно трактование – это свобода и независимость. (Всем известно выражение — кошка, которая гуляет сама по себе). В плане противоречивости очень показателен символ лошади. С одной стороны она символизирует упорный труд. Всем известны выражения — рабочая лошадка или пахать как лошадь. Она символизирует труд на кого-то другого (например, пословицы: конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. А также — где конь, там и седло). И с другой стороны лошадь – символ независимости, свободы и необузданной силы.

Поэтому трактование символов в методике «Герб семьи» особенно эффективно, если знать, какие именно смыслы вкладывал сам клиент при создании того или иного образа. Также можно символически интерпретировать цветовое наполнение герба, особенно, если клиент его раскрашивал не просто так, а внося определенный смысл – важно также уточнять, был ли в этом смысл и какой.

Таким образом, методика «Герб семьи» очень емкая, многогранная и имеет широкий спектр возможностей. Она имеет дело и с родовым бессознательным, и с семейными отношениями, и непосредственно с самой личностью клиента. Кроме того, что данная методика дает обширное количество материала для анализа психотерапевтом, она также дает возможность для личностного роста и решения внутриличностных конфликтов клиента.

Воронова (Крамерова) Александра Игоревна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...