Есть такие идеи, которые родились, чтобы нести пользу и успокоение, но со временем они мутируют, превращаясь в свою изнаночную, темную, вредительскую версию.
Например, существует замечательная логика — необходимо извлекать пользу из любого опыта. Идея весьма функциональна, поскольку в жизни ведь неизбежно случаются нехорошие, неприятные, опасные или просто противные вещи. И мы по этому поводу часто расстраиваемся. Соответственно важно помнить, что помимо неприятных эмоций мы можем ещё кое-что получить — мы можем чему-то научиться.
Это знание несет и практическую пользу (качественная переработка опыта, новые знания), и успокоение (неприятные события не оказались бесполезны, значит, проще с ними смириться).
Вряд ли кто-то будет сомневаться, что придавать смысл уже случившемуся весьма логично. Проблемы начинаются тогда, когда условные страдания сами по себе становятся ценностью и целью. Когда возникает идея, что ТОЛЬКО так и можно обрести важные знания. Именно в этой точке гармонизирующая идея превращается в невротическую.
И начинается поиск приключений. Жизнь отравляет чувство стыда за «излишнее благополучие». Оценка ценности своего и чужого существования измеряется единственным критерием — как много ты страдал. Происходит обесценивание любого другого опыта. Счастливый человек, у которого (о, ужас!) мало проблем, уже как будто недостаточно духовный. Страдания превращаются в краеугольный камень всей жизни. Неприятный опыт занимает центральную позицию в строении личностных особенностей.
Я, конечно, описываю крайности. Но момент, когда смещается адекватный фокус, важно отслеживать.
На самом деле центральное значение имеет сам навык учиться. Если такой навык развит, человек извлекает пользу и опыт из чего угодно и может придать смысл любому произошедшему с ним событию. В том числе неприятному. Но именно что в том числе.
Стоит тратить силы на то, чтобы учиться максимально качественно учиться, а не на поиск проблем на свою голову. Тем более что без адекватной переработки, даже самые качественные проблемы абсолютно бесполезны.
Браун Анастасия
Источник: