Тема хоть и старая, но довольно актуальная и по сей день. Психологи, категорически против физического воздействия на ребенка. Родители и воспитатели, конечно, с этим согласны, но в реальности так ли это и почему? Все ЗА, а на деле, очень часто, взрослые не могут себя сдержать в своем раздражении и решают проблему «по-быстрому и по-старому».
Почему нельзя бить?
Потому-что, от этого действия облегчение получает родитель (взрослый), а ребенок получает напряжение. Другими словами, механизм таков- ребенок испытывает «напряжение» (страшно, больно, разозлился, заболел) он хочет его снять. Малыш еще не может перевести чувства, эмоции в правильные слова и сказать об этом, Он начинает действовать: кричать, истерить, плакать, бегать, ломать, потому- что это доступный для него способ снять напряжение. Если родитель не реагирует, или не может догадаться, что происходит с ребенком, не находит «правильных слов», то напряжение растет и переходит уже в неконтролируемую фазу.
Что происходит с родителем?
Теперь напряжение начинает расти у родителя, и он хочет прекратить это неприятное ощущение напряжения в своей психике и теле. Самый простой способ — это физическое воздействие, другими словами- ударить, наорать на ребенка, чтобы он «прекратил». Это самый быстрый способ от реагирования родительской тревоги.
Что происходит с ребенком в этот момент?
Ребенок обескуражен, он ничего не понимает. Почему от любимого и родного родителя, ему становится еще хуже? Напряжение возрастает еще больше, но в то же время его заставляют, как бы, «проглотить» страх и напряжение. Ребенок замолкает или прекращает бегать и истерить, потому- что он начал испытывать ужас, который уже исходит от родителя, и который сопряжен с угрозой для его жизни. Выхода нет, и психика принимает решение «вырезать эпизод» и подчиниться, сделать вид, что ничего не происходило, забыть, иначе от такого ужаса можно умереть физически и психически.
Слышали наверное такие слова «ничего, больше поплачет, меньше пописает», «только, что истерил и катался по полу, а сейчас все забыл уже», и так далее. Но из песни слов не выкинешь, «ничто на земле не проходит бесследно».
Что будет?
Начинает расти недоверие, агрессия, одиночество. И тогда ребенок, либо наращивает «истерические» способы взаимодействия и это может дойти до реального психоза, отставании в развитии. Название такому явлению- девиантное поведение. Это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм (википедия). Или ребенок замыкается и начинает сам справляться со своими «напряжениями», что может в будущем привести к всевозможным зависимостям. Название такому явлению- аддитивное поведение. Особая форма деструктивного поведения, которая выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния (википедия).
Что делать?
Быть «достаточно хорошим» родителем, чтобы понять тревоги и страхи своего ребенка и вовремя прийти на помощь, пока напряжение не переросло в неконтролируемую фазу.
«Хорошее родительство», не передается генетически по наследству. Всего 200 лет назад, это был естественный процесс и этому учились в родительской семье. Были достаточно четкие нормы и правила взаимодействия между полами и поколениями, это давало возможность продвигаться по жизни, экономя психическую энергию и имея базовые опоры в жизни.
В наши дни этому надо учиться на семинарах, тренингах, по книжкам и намного реже, в собственной семье. Ребенку предоставляется многообразие выбора, к чему он не готов ни физически, ни психически. Когда он пытается освоить предоставленные ему возможности и входит в резонанс со своим родителем, то может получить серьезную и совершенно реальную оплеуху. Ребенок должен расщепить свою психику, чтобы продолжать «любить» родителя и не сойти с ума от постоянных противоречий и вседозволенности.
«Этого делать нельзя, это плохо», но все делают и даже считают геройством, но самое ужасное, что «это» делают сами родители или те, кто имеет возможность устанавливать правила и законы.
Если в семье созданы ориентиры и правила взаимодействия, то появляется возможность держаться за них и преодолевать всевозможные трудности жизни, независимо от того, реальные они или фантазийные.
Что Вы думаете об этом?
Мухамедова (Климова) Елена Валерьевна
Источник: