Есть такое утверждение, что для того, чтобы тебя уважали, надо так взаимодействовать с людьми, чтобы они тебя боялись.
Давайте рассмотрим, так ли это.
Бихевиоритсты — большие любители проводить эксперименты на крысах и делать потом выводы о человеческом обществе.
Французский исследователь Дидье Дезор из Университета Нанси опубликовал в 1994 году работу под названием «Исследование социальной иерархии крыс в опытах с погружением в воду».
Изначально в опыте участвовало шесть классических белых лабораторных крыс. Когда приходило время кормежки, их помещали в стеклянный ящик с единственным выходом наверху. Этот выход представлял собой тоннель-лестницу, спускавшуюся на дно соседнего стеклянного резервуара, наполовину наполненного водой. На стене резервуара с водой размещалась кормушка, к которой крыса, вынырнув из тоннеля на дне, могла подплыть и выхватить оттуда галету. Однако, чтобы съесть ее, животному необходимо было вернуться обратно на твердую поверхность лестницы.
Очень быстро среди шести участников этого эксперимента сформировалась четкая иерархия. Две крысы стали «эксплуататорами»: сами они не плавали, а отнимали еду у трех эксплуатируемых пловцов. Шестая же крыса выбрала стратегию самообеспечения: она ныряла за галетами и успешно защищала их от рэкета. Самое удивительное состояло в том, что, сколько бы ученый ни повторял эксперимент с разными крысами, в итоге происходило точно такое же распределение ролей! Даже когда в группе объединяли только эксплуататоров, только рабов или только независимых, их сообщество возвращалось к исходной иерархии. Если же группу увеличивали, результат получался еще более впечатляющий. Доктор Дезор посадил в испытательную клетку двести крыс. Они дрались всю ночь. Утром там лежали три бездыханные жертвы социального катаклизма, а в крысином сообществе сформировалась сложная система подчинения. «Генералам» еду приносили «лейтенанты», которые отбирали ее у рабочих пловцов. При этом кроме «автономных», образовался еще и класс «попрошаек»: они не плавали и не дрались, а питались крошками с пола. После препарирования выяснилось, что все крысы в процессе эксперимента испытывали повышенный уровень стресса. Однако больше всех страдали вовсе не угнетенные пловцы, а эксплуататоры!
Итак.
Люди — не крысы.
Страх может породить только страх.
Любовь может породить только любовь.
О чём это я?
О том, что боятся только того, кто сам боится и из своего страха порождает-сеет страх вокруг себя, подавляя, доминируя и эксплуатируя. И в любой момент он может поменяться местами с теми, кто его боится. Ну, может быть не непосредственно с ними, но появится, к примеру кто-то ещё более страшный, чем он сам и ему придётся подчиниться.
Крысы — это животные, и страх — это их естество.
Низшая природа человека тоже имеет животное происхождение.
Безусловно, её невозможно отменить, необходимо её понимать и осознавать. Но чтобы быть человеком необходимо её преодолевать.
Преодоление низжей природы — это и есть развитие. Это то преимущество, которое есть у человека относительно животных.
По мнению Берта Хелленгера уважение — это основа любви. Именно с уважения начинается любовь. Там, где нет уважения, нет и любви.
Уважение лежит в основе конструктивного сотрудничества партнёров по бизнесу, коллег и соседей, начальника с подчинёнными и т.д.
И в этом случае в сердцах людей развивается любовь, а не страх. Любовь к своему делу, любовь к общению, к людям в целом, к жизни.
Отношения выстраиваются на основе взаимопонимания, взаимопомощи и человеческого интереса к жизни друг друга.
Кто может мечтать, чтобы его боялись?
Только тот, кто сам наполнен страхом. Причём, страх — это не просто чувство, в работе по телу он проявляется как образование серого цвета, это может быть камень или метал, или дым, или даже слизь.
Такой человек лишён света, связи с потоком жизненной энергии рода, не говоря уже о более высоких духовных энергиях. Он слаб.
И тогда у него два варианта — он либо бежит от жизни, он может быть сильно зависим от окружения, либо начинает насаждать страх в других людях, лишая их света, забирая их жизненную энергию. И тогда, действительно, может выглядеть так, как будто уважают, потому что боятся. Более слабым ничего не остаётся, как только подчиниться, чтобы выжить.
Такие отношения характерны, например, для криминальной и тюремной среды.
Бывает, что так ведут себя учителя по отношению к ученикам, начальники по отношению к подчинённым, такое бывает и в семьях по отношению к младшим и более слабым физически и т.д.
И вот человек с одной стороны сеет страх, а с другой, притягивает именно такое окружение, которое признаёт только силу и живёт только страхом.
Ведь известно, что подобное привлекает подобное, что посеешь, то и пожнёшь, что внутри, то и снаружи.
По этому же принципу человек, который наполнен светом любви к жизни, любви к людям, настроен доброжелательно и уважительно, создаёт вокруг себя доброжелательную атмосферу, на его пути встречаются добрые люди, его уважают не из страха, а за добрые поступки, за внимание к окружающим.
Мир страха и мир уважения — это практически параллельные миры.
И в первом отношения зависимые и подлые, а во втором свободные и открытые.
Тема объёмная и неоднозначная. Проблем в современном обществе очень много.
И всё-таки, от каждого из нас зависит, в каком обществе мы будем жить — в крысином или в человеческом.
Цыбина Наталья Алексеевна
Источник: