Читая Француазу Дольто. Стадия зеркала.
Франсуазу Дольто смело можно отнести к тому числу психоаналитиков, которые привнесли огромный теоретический и практический вклад в развитие психоанализа. Работая с детьми, она разработала собственную систему идей и взглядов на становление детской психики. В своей работе она опирается на идеи Жака Лакана и Зигмунда Фрейда, но в то же время ее психоаналитическая позиция имеет свои нюансы и оригинальные концепции. Для Дольто важен сам процесс становления психики. Именно его она пытается изучить, понять и осмыслить. Для нее важным является то, что происходит с юным субъектом в процессе его роста, развития. Большое значение она уделяла слову, разговору с ребенком, как важному средству помощи ребенку в преодолении кастраций. Углубляясь в изучение феноменов становления психики, Дольто разработала свои концепции, которые по сей день имеют большую ценность для детского психоанализа.
Для того чтобы раскрыть стадию зеркала в понимании Дольто важно обратить внимание на концепции «Бессознательного образа тела». Для понимания процесса становления психического Дольто вводит концепт «Бессознательного образ тела». Через него она пробует осмыслить становление психической реальности, ее временные и пространственные рамки. Бессознательный образ тела формируется через взаимодействия с материнским другим, это опыт отношений с другим, его присутствие, контакты с частичными объектами – грудью, голосом, словами, обращенными к ребенку, руками матери. Именно накопление опыта взаимодействия с другим формирует бессознательный образ тела ребенка. Эмоциональное отношение взрослых оставляет отпечаток на нём.
По мнению Франсуазы Дольто бессознательный образ тела исчезает, то есть скрывается в тот временной период, когда появляется образ тела, узнанный в зеркале. Этот процесс является важным условием формирования собственной представленности. Но бессознательный образ тела, по мнению Дольто, может проявляться в сновидениях, симптомах, в психотическом опыте. Например, девочка, страдающая анорексией, была убеждена, что ее тело полное, она ощущала себя толстой и безобразной, в действительности же она была крайне истощена.
Стадия зеркала – это кастрация, так как происходит утрата бессознательного образа тела, который становится скрытым от сознания ребенка. Кастрация в понимании Дольто – это то, что порождает субъект. Дозеркальный субъект не обладает цельным восприятием самого себя, это состояние первичного нарциссизма. Он может быть во всём, например, ощущать мать как продолжение себя, ноги матери, которые его перемещают, как свои собственные. Этот ребенок еще не реагирует на своё отражение в зеркале. Однако, в какой-то момент ребенок начинает очень живо реагировать на него, как бы обнаруживая своё отражение. Важно подчеркнуть, что для Дольто стадия зеркала является не стадией как для Лакана, а промежуточным этапом между анальной (автономия от тела матери) и первичной кастрацией (различение пола).
У Дольто вопрос стадии зеркала разбит на два сюжета. Один сюжет связан непосредственно с зеркалом, как зеркальной поверхностью, а второй с материнским другим. Во втором случае малыш через опыт взаимодействия с другим человеком как зеркалом, приобретает ощущение своего присутствия «Я есть».
Для ребенка встреча с зеркальной поверхностью может нести серьезные последствия. Поэтому Дольто говорит о том, что очень важно, чтобы с ребенком в этот момент был взрослый, который сопровождал бы словом происходящее, помог бы ему понять, что происходит, так как для ребенка это встреча с образом, который пока ещё не присвоен как свой образ в отражении. Но взрослый рядом нужен не только для словестного сопровождения, но и для того, чтобы ребенок мог видеть в отражении взрослого, мог наблюдать и замечать отличия себя от него, тем самым открывая для себя то, что он является ребенком. В каком-то смысле травма зеркала остается с человеком навсегда и может напомнить о себе в моментах, когда мы случайно сталкиваемся со своим отражением, пугаемся его или оно на долю секунду кажется чужим или неприятным.
Кастрация в данном контексте – это некое испытание, которое ведет к изменениям. Таким образом, опыт, получаемый на стадии зеркала, может служить новым толчков в развитии ребенка, который послужит становлению символической функции и формированию Я, разворачиванию всей психической конструкции, а так же усложнению субстрата отношений, таким образом, кастрация на стадии зеркала станет символопорождающей. При патологическом исходе усложнения не происходит. Встреча с зеркалом может стать драматичным переживанием, которое приведет к трудностям в восприятии самого себя, неспособность к формированию символов. Таков опыт символоувечащей кастрации. Например, большое количество зеркал в доме и отсутствие должного взаимодействия со взрослым, могут расщепить, диссоциировать личность ребенка, так как он будет сталкиваться с многочисленными образами самого себя и рядом не будет значимого другого, который бы обозначал эти встречи словом. Менее травматичный контакт с зеркалом, но всё же без символопорождающей функции может вызывать у ребенка удовлетворение от контакта с отражением, но образ не будет восприниматься как свой собственный, произойдет своего рода контакт с кем-то, кого можно только видеть, но не слышать. Таким образом, субъектные отношения имеют риск обесцениться, если ребенок редко общается с другими людьми.
Малышева Мария Сергеевна
Источник: