Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
В последнее время, а особенно последние две недели аншлаг по звонкам с запросом: «Он не выносим, агрессивен, просто нет сил. Огрызается. Никого не слушает. Я с ним не справляюсь. Учительница настаивает на посещение психолога». И у всех деток возрастной диапазон 7,8,9,10 лет.
Можно было бы подумать на «весеннее обострение», если бы не то, что, когда начинаешь спрашивать родителей: «Он только в последнее время стал таким?» Тут ответ звучит: «Нет, в принципе, он с раннего детства проявлял протестное поведение». И на вопрос: «Как же вы реагировали на его поведение?» Кто почестней, и хочет всё-таки разобраться, отчего его чадо так себя ведёт, то отвечают честно, что ставили в угол, били ремнем или орали в ответ. Ну, конечно же есть и родители, этакие агнецы божьи, которые смотрят на тебя честными глазами: «И нет, вы что, я только за спокойствие. Я реагирую спокойно, даже стараюсь улыбаться, хотя саму всю трясет от него.
Ну вот и первый провал у всех этих родителей и тех, кто орет, и тех, кто так сказать «улыбается».
Чисто гипотетически, давайте поставим себя на место ребёнка. Вот, вы, к примеру, не выучили стих, а на следующий день вам поставили двойку. Вы заходите домой, а там, мама, руки в боки, спрашивает: «Как дела?» Вы: «Два по стиху». И тут начинается мамин ор…Ваша реакция? Их может быть две: либо залезть куда-нибудь, зажмуриться, заткнуть уши и т.д., либо дать ответную реакцию, начать орать в ответ, или начать крушить всё, что попадется под руку. (ну, ничего, в принципе удивительного, ведь перед вами стоит «зеркало» и учит, как реагировать – орать). И, эти две реакции вложены в нас физиологично.
Справка из википедии:
В момент опасности ( а мама «руки в боки» ещё какая опасность) гипоталамус передаёт химический сигнал надпочечникам, тем самым активируя симпатическую нервную систему. Надпочечные железы выделяют гормоны катехоламины — адреналин и норадреналин. Они способствуют немедленным физическим реакциям, связанным с подготовкой всех мышц к повышенной активности. Всё вместе это оказывает на организм сильное стимулирующее воздействие, кратковременно увеличивая мышечную силу, скорость реакции, чувствительность рецепторов и выносливость, а также повышая болевой порог. В результате выброса этих гормонов значительно учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, учащается дыхание, повышается потоотделение. Сознание сужается, концентрируясь на источнике опасности, что позволяет частично или полностью игнорировать не относящиеся к нему сигналы: посторонние звуки, движения на периферии зрения и тому подобное. Всё это позволяет человеку в среднем эффективнее реагировать на угрозу любым из двух способов: атакуя её источник (бей) или избегая опасной ситуации (беги).
Продолжим, с мамой, которая "улыбается", а саму трясет. Родители! Вы серьёзно думаете, что ребёнок не видит того, что вы «электорошокер» в действие? Вы истончаете флюиды злости, но улыбаетесь! Тут у ребёнка вообще может наступить эмоциональный коллапс. Подмена понятий – улыбаюсь = злюсь. Ребенок не знает что от вас ждать и начинает вас бояться. Ну, и реакция –«бей» или «беги» в ответ.
Исходя из этого, мы можем понять, что любая из реакций: бороться или бежать, вполне нормальны. Но! Они ненормальны для взрослых, когда они видят их от своих детей. И вот, если ещё с функцией «беги» они мирятся, то функция» бей» их очень выбешивает. Что же делать то, скажете вы?
Для начала нужно разобраться, по какой причине агрессирует ваш ребёнок. А также исключить все нервно-психические заболевания. Посетив, нужных специалистов (невролог, психиатр). Если органических поражений нет, то выясняем дальше.
Вы когда-нибудь видели агрессивного младенца? Вот и я не видела. Плаксивые — да, но агрессивные? Нет. Ребёнок учится по подражанию. И, если в его окружение есть любимый, значимый взрослый, который орет по любому поводу, швыряет и крушит всё, что не попадя, как думаете, чему учится наш малыш? Правильно, агрессивная реакция – это, в голове ребёнка, укладывается, как «нормальная».
Что делаем в таком случае? Правильно, начинаем в первую очередь работать над собой! Учимся сами, а также и все окружающие, правильно проявлять свои эмоции. Например: Если вас на работе что-то разозлило, то придя домой, вы вправе сказать: «Мама сейчас злая. У меня неприятности на работе» Даже, можно завести дома «уголок» для вымещения злости. Это может быть подушка, боксерская груша, которая сейчас есть в спортивных магазинах даже в настольном варианте. И бить именно туда, проговаривая вслух свою злость.Тем самым мы покажем своему ребёнку, что если ты разозлился, как правильно проявлять свою злость. А ещё то, что злость — это та реакция, которая может быть у всех.
Если же вы правильно проявляете свои эмоции, и ваш ребёнок растет в любви и спокойной обстановке. Но ваш малыш агрессивен, то, возможно, поставив своего ребёночка на «божничку», момент вседозволенности дал нашему малышу почувствовать себя «Брюсом всемогущим». И, что не по его, то различные агрессивные реакции это «норма» для маленького «бога».
Здесь, родители должны понять, что «маленькая птичка не должна управлять стаей». Должен быть взрослый, который вводит правила в семье:
Это чёткая система семейных «табу». Например: нельзя бить животных, нельзя поднимать руку на взрослого и т.д.«Табу» придерживаются все члены семьи. А также четкая система наказания для тех, кто нарушил это «табу». Один из вариантов, это озвучить ребёнку, что он поступил плохо, нарушив правила, и как он считает, какое должно поступить наказание? И, совместно обсуждаем меру наказания. Это однозначно должно быть не физическое битиё и не «угол».Договариваемся в семье о едином стиле воспитания. Если один разрешает, а другой родитель запрещает, ребёнок делает выводы, что вами, взрослые, можно манипулировать. Поэтому, ещё раз – единый стиль воспитания!
Ещё одним из вариантов агрессивного поведения ребёнка – может быть банальная загруженность ребёнка. Опять же, давайте представим, себя на месте ребёнка: Вы, семилетний (8,9,10-летний) ребёнок, у которого чисто физически ещё не созрели все психические функции, но вас мама успела уже , помимо школы отдать на шахматы,(чтобы умел логически мыслить) художественную школу ( это и почерк разовьёт и творческое мышление), бассейн ( это физическая подготовка – без неё никак), и ещё, ваша мама в детстве мечтала стать балериной, но не вышло, то пусть хоть её малыш воплотит это в жизнь и в балет! Туда, в промежутках между школой и уроками, пытается успеть свозить вас мама! У той -то ум за разум заходит от графика, который она достает из своей сумки (правда, правда, я сама лично видела такую маму, у которой ребенок успевал на семь дополнительных занятий). Как думаете вас не разорвет? Меня бы разорвало! И, если у вашего малыша именно так, то, пожалуйста, сбавьте обороты. Ваш малыш должен остаться живым, а не «сгореть» в попытке стать ЧЕЛОВЕКОМ! Ничего удивительного, что у него не выдержит его нервная система и, «бей», как защитная реакция сработает просто на уровне заложенного нашими предками, паттерна поведения.
Ну и последнее, что может являться спусковым курком, для агрессивного поведения – это длительный стресс, на уровне «выживания», военные действия, развод родителей, где ребенок стал разменной монетой. То в таком случае нужно отправляться к психологу, психотерапевту, и проходить длительную терапию «оттаивания» вашего малыша. Тут, ( да и не только в этом случае, а во всех) только любовью, сказками и рассказами о добре и зле, обсуждая с малышом, что такое хорошо и что такое плохо, мы сможем вернуть ему веру в доброе и светлое, и научить его проявлять в мир добро.
Любите своих детей! Мира, добра и гармонии в каждый дом!
Ваша Колесникова Светлана.
Колесникова Светлана Валерьевна
Источник: