На приеме мама с дочкой. Девочке 10 с половиной.
Долгожданный ребенок, «поздний», как говорит мама.
Они пришли вдвоем.
Сели, придвинули поближе друг к другу стулья…
Мама очень взволнована: дочка все время переживает из-за оценок, много плачет, боится отвечать на уроках…
А еще долго не может заснуть, просыпается ночью. Маме приходится спать с дочерью в одной комнате. Девочка боится оставаться одна.
Но самое трудное – это подготовка к проверочным работам в школе.
Мама старается заранее найти задания, которые будут у дочери на контрольных. Чтобы подготовиться как можно лучше, все выучить.
Еще дочка занимается гимнастикой и играет на флейте, ходит к двум репетиторам. На выходных – тоже репетитор. Ведь школьная программа сейчас очень сложная…
Да, у дочери как-то не очень складываются отношения с другими детьми. Нет, конфликтов нет. Просто она мало с кем дружит…
Начинаем работу.
Говорим с девочкой, рисуем….
И тут она произносит слова: «Знаете, я очень волнуюсь, что мама расстроится… будет нервничать… Я не хочу этого…
Я прихожу в школу и думаю: вот если я получу четверку, что мама скажет?».
А еще девочка очень любит рисовать. И придумывать новые фасоны одежды. Давно хочет пойти учиться рисованию, но когда? Ведь школа, контрольные, репетиторы… Оценки могут стать хуже, если не заниматься. Еще флейта и гимнастика.
Страх совершить ошибку, проявить себя.
Тревога.
И контроль. Много контроля.
А что произойдет, если все проконтролировать не получится?
Это вообще возможно, все держать под контролем?
И что стоит за этими переживаниями?
Что прячется за трудностями ребенка?
О чем на самом деле сообщает девочка, когда боится отвечать на уроках или не может заснуть по ночам?
Чьи эти страхи и тревоги, какова их природа?
Где мама и где дочь… как будто они – одно целое.
Непростые вопросы. И честные ответы на них могут принести грусть, горечь…
Но без этого дальше никак… если хочется на самом деле изменить свою жизнь.
Дышать полной грудью и радоваться.
К.Г. Юнг писал:
«Детские неврозы – это, по сути своей, симптомы духовного состояния родителей, нежели собственное заболевание ребенка. Психика детей лишь отчасти принадлежит им самим – по большей части она все еще зависит от психики родителей».
И еще мне вспоминаются слова Б. Браун:
«Мы не можем дать нашим детям то, чего нет у нас самих.Сможем ли мы стать хорошими родителями, зависит не от того, сколько справочников и руководств мы изучили, а от того, живем ли мы в ладу с собой и любим ли себя всем сердцем».
Все совпадения с реальными людьми случайны.
При копировании указание автора и ссылка на статью обязательны.
Сафиуллина Жанна Александровна
Источник: