Психологическая помощь родителям гендерно неконформных и трансгендерных подростков. Часть 5. Аудитория 18+
Идентичность — это динамичная структура, она развивается на протяжении всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, проходит через преодоление кризисов идентичности, может идти как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. Если представить идентичность в виде системы Я-образов, то тогда их разрушение и создание новых может быть обозначено как кризис идентичности.
Механизм, порождающий идентичность – это самосознание человека. Идентичность формируется и реализуется с помощью процессов идентификации человека с чем-либо или кем-либо и отчуждения (когда я определяю, что значимо или незначимо для меня), составляющих основу социализации.
Одно из основных базовых стремлений человека – это потребность в принадлежности к тому, что мы считаем хорошим или важным для нас и нашего сообщества. Закономерным и естественным выступает желание любого человека реализовать свое Я, выделиться из общества. Это стремление выражается в непрерывном процессе поиска и конструирования собственной, уникальной персональной идентичности.
Джордж Герберт Мид первым ввёл понятие "идентичность". Под ним он подразумевал несколько аспектов:
* способность человека смотреть на себя со стороны;
* самопонимание, представление человека о самом себе;
* принадлежность человека к определённой социальной группе и осознание им этого факта.
Эго-идентичность — термин известного психолога Эрика Эриксона, означающий целостность личности, тождественность и непрерывность нашего Я (прошлого, настоящего и будущего), несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития.
По Эриксону, обладать идентичностью означает ощущать себя, свое бытие как личности постоянным, независимо от изменения ситуации, роли или самовосприятия. Идентичность это не просто признание себя «кем-то», а это обретение осмысленности собственной жизни, т.е. нахождение себя.
Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые среди окружающих его людей. Усвоение всех этих социальных правил группы придает жизни человека предсказуемый и структурированный характер, а также делает его причастным к какой-то конкретной культуре.
Существует так же телесная составляющая идентичности:
* Идентичность человека определяется тем, что в любой момент времени он привязан к своему организму, тем самым являясь «самим собой»;
* Собственное тело — это место укоренения Я, а также посредник между Я и внешним миром, благодаря которому Я может приписывать себе действия, совершаемые им во внешнем мире;
* Тело является в тоже время источником всех искажений собственного Я.
Выделяют три аспекта идентичности:
1. Осознание временной протяженности собственного существования, когда человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем.
2. Восприятие человеком собственной целостности, единства, тождественности самому себе.
3. Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.
Формирование идентичности происходит благодаря процессу самоопределения, который требует переосмысления своих связей с окружающими людьми. Таким образом, идентичность может быть понята в двух измерениях. Первое — это временное измерение, которое обеспечивает преемственность прошлого, настоящего и будущего. Второе — ситуативно- ролевое измерение. Оно удерживает в единстве различные ситуации и роли, в которых выступает человек.
Этапы развития идентичности.
Канадский исследователь Джеймс Марсиа в 1966 году выделил четыре этапа развития идентичности. Более зрелые уровни идентичности взаимосвязаны с более высоким уровнем самоуважения, рефлексии и нравственного сознания, интеллектуальной самостоятельностью и умением брать на себя ответственность.
1. Неопределенная, размытая идентичность – у человека ещё не выработано четких убеждений, он не столкнулся с кризисом идентичности.
2. Досрочная, преждевременная идентичность – включение человека в систему отношений в результате некритичного принятия чужих ценностей, мнений, слепое следование чужому примеру или авторитету. Общественное мнение постоянно давит на человека, начиная с самого рождения, чтобы его критерии оценки себя соответствовали общественно установленным. В итоге растет косность и конформизм.
3. Этап "моратория" — нахождение в процессе нормативного кризиса самоопределения, поиск своего пути. "Мораторий" обычно предполагает высокий уровень тревожности и более развитую рефлексию.
4. Достигнутая, зрелая идентичность – кризис завершен, переход от поиска себя к практической самореализации. Зрелой идентичностью обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Осознание им трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Это конструируемая идентичность, которую человек сам создаёт.
Дж. Мид выделяет несколько видов идентичности:
* неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках; это усвоенный человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит;
* осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении.
Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой.
С одной стороны, общество определяет идентичность человека, задавая нормы и законы ее существования, а с другой стороны, человек задает собственное окружение, выбирая цели, ценности, определяя свои смыслы и потребности. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка.
Появление осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать стереотипным действиям и начинает думать о цели и тактике своего поведения. Однако осознаваемая идентичность не означает полной независимости личности от социума: она формируется при помощи категорий, выработанных в речи.
Успех поддержания идентичности зависит от наличия у человека следующих качеств: способности к ролевому дистанцированию, к эмпатии, толерантности к противоречиям, успешной презентации своей идентичности в обществе.
Гендерная идентичность относится к тому, как люди ощущают себя и свой субъективный опыт, то есть, что значит быть, чувствовать, думайть и действовать как мужчина, женщина или некто, не вписывающийся в эти категории. Это сложная система верований о себе: ощущение маскулинности и феминности, а так же их сочетания в различных пропорциях.
Согласно психиатру-сексологу, известному специалисту в области консультирования и исследования гендерной идентичности Д.Д. Исаеву, гендерная идентичность — это один из компонентов личностной идентичности, который представляет собой психологический конструкт, в значительной степени основанный на личностной переработке своей половой принадлежности, самовосприятия сексуальности и психологических особенностей, пропущенных через стереотипную типологию (гендерную схему), сконструированную обществом.
Компоненты гендерной идентичности:
1) ядерная морфологическая идентичность или анатомическая половая идентичность;
2) гендерный дисплей (набор различных ролей и моделей), образцы гендерного поведения или культурально считываемые проявления «маскулинного» /«феминного» поведения;
3) сексуальная ориентация, предпочтение сексуального партнера или выбор сексуального объекта.
Как взаимосвязаны гендерная идентичность и телесность?
Часто общество на уровне семьи, образовательных учреждений, через СМИ и рекламу так или иначе воздействует на людей, чтобы их тело соответствовало различным гендерным представлениям. Например, люди могут стремиться совершенствовать свои биологические половые различия, делая тела более «мужскими» или «женскими» в плане своей внешности.
Иногда люди чувствуют себя неуютно по поводу особенностей своего тела, если они чаще встречаются у представителей другого пола (заметно выраженный волосяной покров у женщин на лице и на ногах, мужчины маленького роста с недостаточно рельефным торсом). Люди воспринимают такие особенности как чуждые своему «Я».
Системный взгляд на становление гендерной идентичности позволяет интегрировать биологический, психологический и социальный контекст.
Таким образом, гендерное своеобразие личности является следствием сочетания различных факторов: полового диморфизма, психологических (личностных) различий, социальных и культурно-исторических условий развития человека.
По мере становления и реализации гендерной идентичности усиливается регулирующая и смыслообразующая роль самой личности. Человек может принимать или отвергать гендерные схемы, вплоть до «перекодирования» или «переустановки» гендерной идентичности.
По словам Д.Д. Исаева, гендерные идентичности не имеют четких сущностей и заданности, а конструируются в соответствии с представлениями человека о самом себе и системе бинарных отношений полов в культуре.
Гендерные идентичности — постоянно развивающиеся динамические процессы, поэтому каждый имеет выбор строить ряд меняющихся гендерных идентичностей и позиционировать себя в конкретном контексте и временном измерении, которые служат определенным потребностям человека.
Автор иллюстрации — художница SOYA.
Автор заметки Шутова Дарья — семейный и детский психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор.
Записаться на психологическую консультацию или супервизию можно по тел.:
+7(917)562-84-77.
Сайт: http://www.darpsy.com
Дарья Шутова
Источник: