психология

Деконтаминация соревновательных взаимоотношений

Деконтаминация соревновательных взаимоотношений

 

Ян Вандербург

TAJ, October 1977, p. 324-326

Пер. Н.Э. Человечкова

 

        Д. Шифф, Левин и Штайнер, помимо прочих, проделали замечательную ТА-ориентированную работу, связанную с конкурентными взаимоотношениями и отношениями сотрудничества. Наше общество поощряет соревновательное поведение. Однако некоторые виды такого поведения не удовлетворяют людей и являются деструктивными для общества. Их можно рассмотреть и проанализировать с клинической точки зрения как пример неприемлемой, «извращенной» конкуренции. Ложноопределенная или непрямая конкуренция может быть в центре многих патологий, в частности маниакально-депрессивной (Шифф, 1975).

Я изложил в письменной форме упражнение, которое помогает клиенту деконтаминировать его Взрослого от ложной конкурентности и поддерживает изменения в поведении.

Инвентаризация конкурса

1. За что именно мы соревнуемся?

      а) Это реальное соревнование?

      б) Это видно (определяемо)?

      с) Цели достижимы?

               i) Со мной?

               ii) Сейчас?

2. Стоит ли бороться за…?

3. Правила конкурса ясные, конкретные и полные?

4. Те, другие, с кем я конкурирую, в курсе, что у нас соревнование?

5. Они согласны соревноваться?

6. Как я узнаю, кто выиграл и когда?

7. Если другой тоже об этом узнает

        а) Будет ли это иметь для меня значение?

        б) Сколько людей должны об этом знать, и кто они?

8. Если я выиграю или проиграю, что дальше?

Вопросы не содержат «Почему я соревнуюсь?» или «Это уместная конкуренция?» по двум причинам: во-первых, здесь скорее всего область проявления контаминаций Родителя и Ребенка; во-вторых, часто ответы на оба вопроса появляются в процессе или по окончании инвентаризации.

Упражнение придумано таким образом, чтобы выявить скрытую цель клиента в соревновании – потерять что-то очень важное, несмотря на то, выиграет он или нет. Скрытая цель – большой путь, следуя по которому маниакально депрессивный (или другой неадекватно конкурирующий) клиент усиливает свою грандиозность с помощью повышения значимости ситуации. Что, в свою очередь, поддерживает и обслуживает его состояние постоянной готовности к провалу, а также принимает меры к созданию серии кризисов для проверки способность клиента функционировать как было принято в семье.

Перечень вопросов в инвентаризации можно менять: если на какой-нибудь вопрос ответили «нет» или «я не знаю», — это значит, что, возможно, соревновательность была искажена и проявляется по-другому. Добавляем дополнительные вопросы, позволяющие прояснять и конкретизировать ответы (процесс деконтаминации).

Первый вопрос (За что именно мы соревнуемся?) и развернутый ответ на него организуется так, чтобы вовлечь в работу эго-состояние Взрослого и получить от него ответ. Если клиент и на самом деле в реальности вовлечен в конкурентный процесс, то информация довольно доступна и имеет определенную степень достоверности. Размышление о соревновании воодушевляет клиента не конкурировать просто за достижение цели, а дает силы посмотреть на цель не магическим способом.

На второй вопрос (Стоит ли бороться?) обычно отвечают из Ребенка, которого поддерживают два других эго-состояния. В идеале клиент мог бы прямо ответить «Да», используя своих Родителя, Взрослого и Ребенка. Однако на практике оказывается, что исключительно Ребенок решает, стоит бороться или нет. Терапевту важно осознать факт, что только клиент может принять это решение, оно зависит от его внутренней уверенности; приоритеты клиента определяет сам клиент, у терапевта нет таких компетенций.

С помощью 4-го вопроса (Правила соревнования ясные, конкретные и полные?) у Взрослого запрашивается оценка Взрослой информации. Когда человек внутри ситуации конкуренции, у него не возникает мыслей, нужно ли конкурировать, соответствует ли его внутренне состояние внешним реалиям. Здесь будет полезно пригласить Маленького Профессора, чтобы он с помощью своей интуиции почувствовал возможные проблемные места. В противном случае человек может глубже вовлечься в психологическую версию игры в старую раковину.

С помощью 4-го вопроса (Те, другие, с кем я конкурирую, в курсе, что у нас соревнование?) проясняется, не лежит ли проблема в области фантазий: что хорошего произойдет, когда клиент выиграет, ведь только он знает о том, что он соревновался. Такого типа ситуации часто случаются с четырех- и пятилетками, и выигрыш здесь — это ответ других, что о соревнованиях вообще-то нужно договариваться.

С помощью 5-го вопроса (Они согласны соревноваться?) завершается деконтаминация проблемы контрактирования, и рассматривается вопрос контроля, где обоюдная ответственность играет важную роль, как неотъемлемая часть контракта. Ответы на 4-й и 5-й вопросы должны идти из Взрослого эго-состояния, при этом подразумевается, что они хорошо понимаются и одобряются Ребенком.

Вопросы 6 и 7 («Как я узнаю, кто выиграл и когда? Если другой тоже об этом узнает, будет ли это иметь для меня значение? Сколько людей должны об этом знать, и кто они?») поднимают проблемы открытых и скрытых целей конкуренции касаемо как организации завершения соревнования, так и «невидимых свидетелей», от которых Ребенок ждет одобрения и аплодисментов. Именно в этот момент скрытые инвестиции исчезают (и даже определяют «выигрыш», как в некотором роде проигрыш), результат становится очевидным.

Последний вопрос («Если я выиграю или проиграю, что дальше?») подразумевает разрешение для клиента двигаться дальше и не застревать в старом гневе или горе, или найти себя в каком-то значительном и неудачном старом конкурсе. («Я получил третье место на церемонии вручения Пулитцеровской премии», «Я был слишком низок для Phi Beta Kappa»).

Использование техники «инвентаризация конкурса» имеет целью поддержать следующее:

клиент учится конкурировать открыто;предварительно договаривается о соревновании со стороной конкурентов;цель должна быть реальна, достигаема и ценна;критерии оценки должны быть ясными и понятными.

 

Я выражаю благодарность моим клиентам, коллегам терапевтам и терапевтам-тренерам, особенно Теду Баретт-Пэйдж из Эвергрин, штат Колорадо, чья помощь в создании и усовершенствовании этой техники была неоценима.

 

Список литературы

Levin, Pamela. Becoming the way, we are. Jalmar Press, 1975

Schiff, Jacqui Lee et al. The catexis reader. New York: Harper and Row, 1975

Steiner, Claude. Script people live. New York: Grow Press, 1974

Человечкова Наталья Эдуардовна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...