Обычно между первыми понятиями еще видится связь, причем же здесь свобода?
В справочнике практического психолога приводятся общие характеристики последствий семейных дисфункций и насилия, перенесенного в детстве:
Нарушения, возникающие после семейных дисфункций и насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.
Помимо непосредственного воздействия, насилие, пережитое в детстве, также может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, эмоциональных и поведенческих особенностей, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь.
Нерадостная картина.
Какую главную задачу решает человек в детстве? Правильно, учится. Учится абсолютно всему, впитывает, узнает, накапливает багаж знаний, умений, навыков для взрослой самостоятельной жизни, формирует свою систему представлений о себе, о людях, о мире и своем месте в этом мире — свою Я-концепцию.
В нашей Я-концепции содержится огромное количество представлений: какой я, зачем я, какой мир меня окружает, что я могу ожидать от него, от других, в том числе, близких людей, от отношений, чего я достоин, как со мной можно поступать, как я могу поступать, как я должен действовать, чтобы обеспечить удовлетворение своих потребностей, где мое место в этом мире и тд. Огромная библиотека знаний, эмоций, полученных на своем опыте.
Что происходит в нашем мозге при проживании любого жизненного опыта?
Каждый субъективный опыт человека формирует определенные нейронные связи и память. В этих связях содержится вся информация об этом опыте: мотивация, действия, полученный результат, испытанные во время опыта эмоции, телесные ощущения (память тела), а также все решения и убеждения, выведенные и принятые во время этого опыта, включенные в нашу Я-концепцию.
Нейроны объединяются в нейронные цепи, формируют путь для прохождения электрического импульса. Тропа прокладывается. И в будущем в похожих на изначальный опыт ситуациях электрический импульс идет именно по этому, уже проложенному, пути (закон сохранения и оптимального использования энергии). Чем больше подобных (подтверждающих) опытов — тем шире, просторнее становится изначальный путь, тем он крепче, так как происходит перестройка на уровне белковых структур, тем сильнее он препятствует изменениям (закон гомеостаза).
Например (простым языком): допустим, тридцать лет назад я попробовала сказать "нет" маме на ее выбор моей одежды в сад. Мама неожиданно разъярилась, начала на меня кричать, стыдить, замахиваться, повела себя совершенно неадекватно. Я сильно испугалась, все тело сковал страх. Я приняла решение больше не спорить с мамой, не высказывать свое мнение, чтобы обеспечить себе безопасность. И с тех пор при необходимости сказать нет или высказать свое мнение кому-то, кто ассоциируется с родительской фигурой, меня так же сковывает ужас, слова застревают в горле.
Эти связи крепли в течение тридцати лет, стали проторенным путем. Электрический импульс с легкостью проходит по этому пути, как по проспекту. Я это не просто знаю, я это проживаю, переживаю на уровне эмоций, физических, телесных ощущений. Даже если "головой я все понимаю", в картине мира моих ощущений по-другому быть не может. Я везде вижу и буду видеть, ожидаю и буду ожидать подтверждения изначального опыта, того, что мое "нет" ставит под угрозу мою безопасность. Я буду опираться на этот опыт, прогнозируя события и принимая решения.
В дисфункциональных семьях члены семьи приобретают негативный опыт:
- — Эмоционального дистанцирования, игнорирования, отсутствия эмоциональной поддержки- Отторжения, неприятия личности- Унижения (публичного и наедине)- Запугивания, наказания- Физического и/или сексуального насилия- Неадекватных вины и стыда- Отрицания проблем, поддержания иллюзий- Абсолютизации воли и контроля- Негуманных семейных правил, замороженных, им невозможно следовать- Отсутствия личных границ- Непрямых, скрытых, манипулятивных коммуникаций- Обесценивания чувств и переживаний- Неумения конструктивно разрешать конфликты
В результате у членов семьи могут возникать такие психологические, эмоциональные и поведенческие проблемы, как:
- — Низкая самооценка- Отсутствие чувства самоценности и отсутствие ощущения ценности другого- Попытка найти любовь, принятие, ощущение принадлежности и сопричастности хоть где-нибудь (в том числе "плохие" компании, секты, культы)- Замораживание чувств, эмоциональная "тупость", апатия- Разнообразные страхи, фобии, тревожность- Психосоматические расстройства- Пассивная агрессивность, цинизм- Нарушения Я-концепции (я никудышний, я уродливая, я никому не нужна, меня невозможно любить, я недостоин хорошего, мир опасен и тд)- Чувства вины, стыда- Прокрастинация, проблемы откладывания и избегания- Депрессии, склонность к суициду- Утрата базового доверия к себе и к миру- Деструктивные внутренние послания, убеждения, стратегии поведения: не думай, не чувствуй, не говори, не доверяй, не будь.- Разного рода зависимости, или созависимое поведение
Совсем нерадостно. Но!
Именно в этом законе формирования нейронных связей при проживании каждого субъективного опыта, в свойстве нейропластичности мозга и содержится свобода.
Исследования нейрофизиологов показали, что наша психика устроена таким образом, что проживание опыта в реальности и в воображении (по определенным законам) воспринимает одинаково. Именно за счет этого работает эмпатия. А нейронные связи тем крепче, чем сильнее эмоциональный "всплеск", сопровождающий проживание опыта. Единицей опыта является не знание, а переживание.
Таким образом, переживание нового опыта (даже в воображении), сопровождающееся сильным положительным эмоциональным переживанием формирует новые нейронные связи, альтернативный путь. А за счет положительного эмоционального подкрепления этот путь сразу становится достаточно крепким, чтобы конкурировать со старым.
Здесь появляется свобода выбора. И выбирая насыщать себя, свою Я-концепцию позитивным опытом, подкреплять, расширять новый путь, мы делаем его просторнее, предпочтительнее, превращаем новый путь в проспект. И самостоятельно меняем нашу Я-концепцию, формируем новый "нейронный рельеф" личности, оставляем старые нейронные связи без питания, и они отмирают. Мы сами формируем нашу новую жизнь.
Анастасия Авербург
Источник: