Благодаря трем своим функциям — контейнера, границы и контакта – кожа становится существенно значимой, в качестве главной арены обмена, делая возможным развитие представлений, как о дифференциации, так и об объединении. Одновременно с ознаменованием предела она утверждает также отсутствие разделения с другим и играет важную роль в череде моментов объединения и разделения, которые необходимы в процесса эволюции. Площадь физического контакта — это та область , где появляется граница и де ребенок будет хватать необходимые ему предметы, как только они оказываются в этой области. Непосредственное проксимальное пространство – это не только пространство, т.е место для объектов и сепарационных переживаний, но также отсутствие пространств, место слияния которое стремится к размыванию.
В этом пространстве (которое исследуется в основном осязательно) начинает развиваться способность связывать и организовывать события с помощью зрительного восприятия. Благодаря преимуществам зрения пространство превращается в то место, где объекты проявляются и исчезают и восприятие на расстоянии делает относительными понятия присутствия и отсутствия. Развитее слуха делает для ребенка доступным переживания присутствия невидимого предмета, который с помощью голоса объявляется за спиной ребенка, расширяя, таким образом, зрительное пространство с 180 до 360 градусов.
С началом ползания зрительное восприятие начинает структурироваться . Данный этап заканчивается, когда ребенок обретает способность ходить в вертикальном положении. Новое видение позволяет ему организовать пространство в соответствии с такими новыми понятиями как верх, низ, право, лево, сзади, спереди. Прогрессивные сдвиги в развитии позволяют ему интегрировать трехмерность. Важным моментом является освоение понятие перспективы. Для достижения этого присутствие матери необходимо в качестве направляющего объекта, который позволяет ребенку приближаться и отдаляться не испытывая страха потеряться во внешнем пространстве.
Согласно Либерману у психосоматических пациентов переход от одной эволюционной концепции к другой был существенно осложнен, что стало причиной псевдоразвития. Следовательно, концепция пространства у таких пациентов так и не достигла корреляции, сопровождающей формирование зрительного пространственного образа, который позволил бы удерживать представления без тех потерь и размывания, которые происходят с ощущениями, возникающими из проксимального измерения. В этом измерении невозможно никакое понятие стабильного пространства, т.е невозможно никакое представление о существовании объектов , находящихся вне примыкающего пространства. Такие пациенты сталкиваются с противоречием – они строят зрительный образ, который, однако, сохраняет качества присущие концепции проксимального пространства или пространства действия. В моменты тревоги это представление может размываться, оно структурируется и деструктурируется сообразно различным видам активности. Эти пациенты не могут отличить абстрактную репрезентацию от непосредственных чувственных данных.
Макаренко Амалия Алексеевна
Источник: