Бизнес в России вообще понятие довольно новое. И к сожалению он не всегда бывает цивилизованным. Дореволюционное ставшее уже притчей "русское купеческое слово", которое якобы стоило дороже, чем любой писаный договор, поскольку никогда не нарушалось, похоже почти полностью ушло в прошлое вместе с падением царского режима в 1917-м году и не известно вернётся ли когда-нибудь вновь.
К большому сожалению бизнес в России (и не только в России, надо сказать) бывает не только цивилизованным, то есть таким, при котором все придерживаются данных ими обязательств и твёрдо исполняют свои обещания, но и порой довольно "пиратским", когда у бизнес-"пиратов" появляется соблазн под тем или иным предлогом не выполнять данные ими бизнес-обещания.
Те же, кто в России давно занимаются бизнесом (а особенно те, кто начинал в "лихие 90-е"), прекрасно знают два главных психологических закона "пиратского" бизнеса, поскольку так или иначе прочувствовали их на своей шкуре. Именно кто-то из таких пострадавших и сформулировал эти два закона (автор неизвестен). Вот эти психологические законы "пиратского" бизнеса:
Закон первый: "Оказанная услуга ничего не стоит."
Закон второй: "Оплаченная услуга не оказывается".
А если немного подробнее, то:
Закон первый "Оказанная услуга ничего не стоит" означает, что если Вы столкнулись с представителем "пиратского бизнеса", для которого Вы выполнили работу или оказали услугу на условиях, что оплату Вы получите после полного выполнения Вами работы или после полного оказания Вами услуги, то скорее всего Вы либо вообще не получите оплату, либо получите оплату не в полном объёме, а главное — в любом случае будете долго-долго бегать за заказчиком и клянчить причитающиеся Вам деньги.
Дело в психологии: Если человек не очень порядочный, а особенно если ещё и жадный, то когда он уже имеет на руках результат работы или услуги, желание в полном объёме платить за полученное у него резко пропадает, причём настолько, что он начинает осознанно или бессознательно искать поводы, чтобы или вообще Вам не платить, или заплатить существенно меньше. Проверено опытом тысяч и тысяч пострадавших от подобных "пиратов"-заказчиков.
Закон второй “Оплаченная услуга не оказывается” означает, что если Вы заплатили стопроцентный ну или просто большой аванс за нужную Вам работу или услугу приверженцу "пиратского бизнеса", то скорее всего Вы вообще не получите работу или услугу, либо будете потом долго-долго бегать за исполнителем и клянчить выполнить наконец Вам эту работу или оказать услугу, или хотя бы вернуть Вам Ваши деньги.
Просто с психологической точки зрения дело в том, что если исполнитель не очень порядочный (да ещё и жадный), то он теряет интерес и мотивацию к Вашему заказу сразу после того, как получил за него стопроцентную предоплату и в лучшем случае, он сознательно или бессознательно отодвинет очередность выполнения Вашего заказа на последнее место по сравнению с остальными заказчиками, а в худшем будет возиться с Вашим заказом спустя рукава (А зачем напрягаться? Деньги-то уже получены.) Пострадавших от подобного, наверное, ещё больше чем в первом случае.
Кроме того, если Вы связались с подобным исполнителем — "адептом пиратского бизнеса", то Вы можете ещё влететь на классическую разводку с его стороны, которая называется “непредвиденное удорожание работы или услуги”: То есть после того как вы заплатили сто процентов цены, исполнитель приступает к работе, а затем вдруг говорит, что всё будет стоить, скажем, процентов на 20 — 30 дороже. И Вам либо приходится доплачивать, либо долго-долго-долго бегать за исполнителем-"пиратом" и клянчить вернуть Вам деньги.
"А мы санкции предусмотрим и если что в суд подадим…"
Кстати, если человек оптимистично настроен на тему "если что — я подам в суд", то тут можно с уверенностью сказать про него, что у него ещё крайне мало опыта в судебных тяжбах: В России, как и в любой стране мира, судиться с кем-либо стоит немаленьких денег, занимает обычно довольно много времени, длится относительно долго, а получить потом исполнение судебного решения — это ещё дольше.
Другой аргумент, который нередко можно услышать это "а мы если что в договор большие санкции заложим". Увы, подобная фраза почти всегда тоже выдаёт человека не очень опытного в бизнесе: заложить суровые мотивирующие санкции для контрагента в договор гарантированно получится только в том случае, если Вы монополист и Вашему контрагенту просто некуда деваться. Во всех других случаях какие-либо договоры с Вами просто откажутся заключать да и всё (поскольку есть множество других, не таких "проблемных" потенциальных клиентов).
Что же делать? Ну, как говорил один мудрец в одном старом анекдоте: “Тут всё зависит от того — мы покупаем или продаём?”…
Если Вы — заказчик, а Ваш возможный исполнитель вызывает у Вас большие сомнения или Вы его просто практически не знаете, то тут лучше бы вообще платить только после полного исполнения работы (полного оказания услуги).
Если же исполнитель — это Вы, а Ваш заказчик вызывает у Вас сомнения в своей порядочности (ну или Вы его не особо знаете и не хотите искушать судьбу), то тут лучше бы получить стопроцентный или другой возможно больший аванс и вообще строить оплату только по принципу авансирования.
Хотя есть и универсальный метод: работать по принципу “разумный аванс — выполнение работ строго на его сумму, подписание акта выполнения работ по их завершении; снова разумная предоплата — выполнение работ на эту сумму, подписание акта выполнения работ по завершении, снова разумная предоплата… и так далее. А в конце либо не передавать окончательный результат до полной оплаты, либо передавать результат тогда, когда к оплате за него осталась совершенно незначительная сумма.”
И тут уже не важно, исполнитель Вы или заказчик. Этот способ прекрасно всех дисциплинирует и держит в тонусе. Как любит говорить один мой приятель, который достиг большого успеха в бизнесе: "это, пожалуй, единственная правильная технология работы по вектору "заказчик-исполнитель".
Евлахов Павел Алексеевич
Источник: