Пищевое поведение, символическая функция еды – вот лексика, которую я хотела бы обсудить. Мы настолько сжились со слоганом про лишний или не лишний вес, что совершенно перестали понимать, какую проблему на самом деле мы обсуждаем и решаем, пытая весы и опустошая холодильник. Вероятно, в теме лишнего веса мы будем скоро также невосприимчивы к информации, как и в других, заезженных по одной колее тем – бросайте курить, алкоголь вас разрушает. Я не собираюсь обсуждать границы вреда и пользы еды, а попытаюсь осветить эту проблему с точки зрения простого здравого смысла, который нередко ускользает под наплывом откровенной пропаганды и информационного давления на сознание.
Функция удовлетворения голода является жизненно необходимой и базируется на инстинктивном поведении. В этом мы сходны со зверушками, и я не вижу в этом ничего оскорбительно-обидного. Есть, чтобы жить. Тезис неоспоримый. Сложность возникает вследствие того, что человек потому и человек, что обладает способностью к символической функции взаимодействия с миром. У нас есть речь и мышление – вторая сигнальная система, как сказали бы физиологи. А это значит, что мы можем предметам приписывать разные значения. Для кого-то змея – опасность и ужас, для кого-то она – совершенство. С первых дней мама нам описывает мир. Мамины посылы вливаются в нас безусловно, без всякой критики: будешь хорошо себя вести – куплю тебе конфету; у нас сегодня праздник, соберется вся семья – испеку вкусный пирог (куплю торт, пирожное); давай сходим в кафе, покушаем пиццу и т.д, и т.д.. Все эти символические значения еда обретает совершенно по умолчанию, незаметно для сознания, но глубоко и значимо для бессознательного. Бессознательного, которое зорко следит за тем, чтобы любым способом были удовлетворены базовые потребности в безопасности, любви, принятии, признании. И в век, когда инстинкт самосохранения практически не участвует в добывании пищи, еда доступна в изобилии и разнообразии, ее символическое значение выстраивается в последовательные цепочки положительных и отрицательных подкреплений, формирующих особое поведение в отношении еды. Конечно, неосознанно. Конечно, мы не задумываемся о том, что запах пирога — это о безопасности, пирожное — о любви, конфеты о личной значимости. Или о чем? О чем ритуалы, последовательности и значения, которые еда приобрела в системе семейных отношений? Из чего сформировано наше пищевое поведение, как последовательность отношений к количеству, качеству, распорядку, эмоциональному фону приема пищи?
И вот тут когда человек обращается с запросом на терапию по поводу проблем с приемом пищи, либо в ходе терапии обнаруживаются такие проблемы, начинают возникать сложности. На поверхности запроса — проблемы с невозможностью совладать с аппетитом. Но эта тема, как маленькими крючочками зацеплена за целый материк сформированных отношений: отношения к себе — хороший мальчик/девочка, когда ешь или не ешь; отношения к окружающим — ведь мама готовила! Отношения к удовольствию и отказу- смотри к безопасности и любви. И все эти тонкости эмоционального благополучия связаны с едой и лежат за пределами осознавания, как туманность, заряженная огромным количеством энергии. Крайние точки неосознавания истинных механизмов нарушения пищевого поведения — анорексия и булимия. Я не рассматриваю эти случаи. Они сложны и многоуровневы в структуре психики. Об этом хорошо знают специалисты, которые работают с этими состояниями. В орбиту этих рассуждений еще нужно было бы включить и особенности обмена веществ, и гормональный фон, и общий уровень стресса, если речь идет об этом непокорном лишнем весе! Но я о другом. Я пытаюсь сделать набросок идеи о том, что для человека проблемы с едой могут быть некоторой метафорой о накопившихся внутренних конфликтах. И в пищевом поведении еда может использоваться нашим бессознательным как некий символ, обозначающий те противоречивые возбуждения внутреннего мира, которые невозможно обойти простым отказом от еды или ее безмерным поглощением. Знаю хорошо про себя, что еда- это прекрасный анальгетик и опиат одновременно. Она успокаивает страх, дарит ощущение защищенности и безопасности. Скушать пирожное, как успокоительное — не вредно, а в определенные моменты даже полезно. Если делать это осознанно. Ощущая свой страх, отдавая себе в нем полнейший отче. Пойти в кондитерскую. И окунуться в этот восхитительный теплый запах разогретой ванили, упакованной в тесто. Такой обволакивающе мягкий, радостный, ласково спокойный. И отдаться этому ощущению радости вкушения вот именно того любимого пирожного (мама его приносила домой). И медленно его прочувствовать, пропустить сквозь себя и успокоиться сначала на 10 минут, а потом, ощутив внутреннюю улыбку, выйти на улицу. Вдохнуть запах весеннего дня уже полной грудью, без всякого страха. И продолжать жить дальше, без оглядки на страх, на глупые весы и на безликое общественное мнение.
Еда- это не только энергия для жизни. Отношения с едой -это еще и некоторый символ скрытых желаний в такой привычной и обыденной цепочке пищевого поведения. И стоит потянуть за одну ниточку- нарушить привычную последовательность, как вслед за этим начнет проявлять себя энергия внутренних конфликтов. Противоречивая и плохо управляемая.
Наталья Могучая
Источник: