Вышел спор, здесь на форуме би17.)) О чувствах. Мол нет доверия тем психологам, которые про чувства пишут в демо-сессиях и на форуме.
А может и правда, нафиг эти чувства? Чего раскудахтались -злость , грусть, страх, сочувствие?! Разруливай безэмоционально ситуации, да и ладно! А вы как думаете?
Эта «спорная» тема сподвигла меня на написание этого текста.
Слово психология состоит из двух частей душа и наука. Буквально, в переводе с древнегреческого — наука о душе. А душа живет чувствами. Задача психотерапии помочь человеку стать более целостным и осознанным. Целостность подразумевает хороший контакт с чувствами, мыслями, телом.
Эмпатия- это способность человека распознавать чувства других людей, при этом не отождествляя их со своими собственными. В переводе с греческого- сопереживание. Это профессиональное качество психолога. Это не означает погружения в чувства клиента, наполнение ими. Это скорее про лёгкое прикосновение.
Ценность навыка специалиста при работе с тяжёлыми переживаниями, как раз в том, что бы оставаться устойчивым, в своих границах, отличать свои переживания от чужих и при этом быть способным прикасаться к боли, оставаясь достаточно нейтральным и при этом эмпатичным. Это достаточно сложная задача, и каждый психолог справляется с ней как может. Лично я использую привычку к центрированию и заземлению — навыки из телесно- ориентированного подхода, а так же некоторые техники.
Не секрет , что к психологу приходят клиенты с проблематикой, очень близкой к его переживаниям, жизненным ситуациям , поэтому не попадать в переживания совсем не получается. В помощь психологу личная терапия и супервизия и экологичные отношение к себе (не брать больше чем можешь клиентов, отдыхать и тд)
Во многом ради эмпатии и различения чувств в себе и другом, существует профессиональное требование в часах личной и групповой терапии.
Меру присутствия своими чувствами в сессии, меру присоединения, меру озвучивания своих чувств определяет профессионал. Это зависит от ситуации , задач терапии, потребностей клиента.
Очень часто, даже те психологи, которые сильно возражает против сочувствия, являются очень тёплыми и эмпатичными людьми, просто предпочитают об этом не говорить, или обесценивать эмпатичность, делая ставку на определённые техники.
Психолог замечает свои эмоции, и чувства клиента. Полевые эффекты так работают ( про полевые эффекты, или иными словами индукцию, выложу статью коллеги в блоге). Плюс чувства из контрпереноса. Всё это материал для работы. Фигура терапии может быть найдена через резонанс чувств (гештальтподход). Психолог чувствует, но говорит только тогда, когда это будет уместно и ценно именно для этого клиента, когда в этом есть смысл.
Когда важно быть эмпатичным? Когда работаешь с историей клиента. Важно почему? Очень часто человек травмированный в детстве, или воспитанный в холодной семье бывает нечувствителен, жесток к себе. Только через эмпатичность психолога и выстроенному в контакте с клиентом доверию, можно залечить боль души. Научить близости и уважению к себе, и соответственно к другим. Жестокость растёт из боли. Если психолог будет просто препарировать бесчувственно чужую боль, это как?
Ещё есть проблема, где необходима чувствительность и хороший контакт терапевта со своими чувствами- это при работе с психосоматикой и отсутствием эмоций у клиента. Психолог знакомит клиента с эмоциональной сферой, учит замечать свои чувства. По другому невозможно.
Как бесчувственный психолог может с психосоматикой работать? Когда задача стоит перевести телесные страдания в эмоциональное поле, научить осознавать чувства.
Да есть множество техник, которые хорошо работают, но человечное присутствие и контакт с эмоциями не менее важны. Называние чувств психологом, часто бывает необходимым звеном в работе. Психолог спрашивает о чувстве клиента, например грусти или агрессии, не потому что ДУМАЕТ , что наверное в этом месте у клиента есть такое чувство, а потому , что считывает его у клиента. (Считываются чувства посредством зеркальных нейронов, при зрительном контакте, через интонацию, через полевые эффекты. Эмоции считываются даже в переписке.)
Когда может раздражать сочувствие терапевта? Я думаю, когда оно подменяется жалостью- жалость высокомерна.
Когда за словами сочувствия нет чувств. Сочувствие есть не всегда, это правда. Если его нет, не стоит о нём говорить. Фальшь считывается.
Когда чувств психолога слишком много для клиента.
Бывает, что искреннее сопереживание не принимается человеком. Возможно у него нет такого опыта ( в его картине мира,ему незачем сочувствовать). Но тогда — это, возможно, тема для дальнейшей работы, зона ближайшего развития.
Если Вам была интересна тема, откликнитесь! Буду очень признательна!
Сироткина Наталья Сергеевна
Источник: