психология

Эго во власти Великой матери: динамики в семье и в социальной группе

Пару лет назад я была на фестивале по песочной терапии.

Открывал мероприятие Б. Мельцер, а затем шла работа в различных мастер-классах.

Мне было интересно все, но среди прочих я пошла на мастер-класс по теме "Эго во власти Великой матери".

До этого (да и сейчас) я знакома с юнгилианским подходом лишь шапочно. 

Зато нешапочно была знакома с понятием групповых динамик, много лет сопровождая различные организационные изменения в компаниях. 

Тема меня поразила.  В дальнейшей своей работе и с семьями и с социальными группами я не раз замечала эту разрушительную динамику, когда Эго оказывалось во власти Великой матери.

Поясню для начала тем, кто далек от темы. Основные положения К. Г. Юнга о развитии человеческой души в моей корявой и скромной интерпретации сводятся к тому, что все движение жизни начинается из рая (внутриутробного развития, когда потребности удовлетворяются еще до их осознания) до смерти (в идеале тоже рая) через собственно жизнь — Героический путь побед и поражений. 

Изначальная концепция мира имела матриархальный принцип — ведущим Божеством являлась Женщина. Агрессия женщины заключается не в убийстве копьем, как это сделал бы Мужчина, а в поглощении. С развитием мироустройства все больше и больше на первый план выходит мужские архитипы и роли, образ Божества также становится мужским. Патриархальные системы становятся более зрелыми системами, потому что в них главенствует закон.

В книге И. Ефремова "Таис Афинская" легко можно проследить этот путь от женских Божеств и верховенства "женских энергий" к более агрессивным мужским. Интересен образ жриц храма Великой Матери, одетых в сети. Если мужчина, кому понравилась жрица не мог разорвать сеть, то жрица его убивала специальным ножем. Если разрывал — они оставались жить семьей при храме. Это весьма мощный образ.

Практически все мировые религии и ведические знания призывают женщину к более ведомой роли, к различным практикам сохранения своей энергии в чистоте, чтобы потом делиться ею с мужчиной, более активным в социальном пространстве. Именно  в такой патриархальной модели развитие возможно наиболее гармонично и естественно, в соответствие с общим направлением некого мирового развития.

Внутри самого человека, разделенного на Аниму и Анимуса взросление и зрелось предполагает повышение осознанности: также верховенство закона, рациональных заключений над эмоциональными течениями. 

Менталитет нашей страны, вероятно выстроенный в том числе на потрясениях многочисленных войн  и репрессий, в которых гибло большое количество мужского населения, а женщины оставались незащищенными и испуганными как будто закрепил эту позицию "беззащитности и испуганности" у многих женщин как ведущую. Действие и контроль из страха.

В практике работы семейного психолога я очень часто сталкиваюсь с ситуациями, когда женщина задолго до брака имеет сценарий "родить ребенка для себя" например. Или когда, даже имея внешне зависимую и пассивную роль дома (не работает, занимается только хозяйством и детьми) на самом деле контролирует и даже ухитряется унижать, упрекая в инфантильности и слабости и мужа и сыновей. 

Я вижу и читаю много статей о семейном насилии, связанным с агрессией (в основном физической) мужа, но лично я вижу множество историй с обратным эмоциональным насилием. 

Очевидно, что женщины ведут себя так "не от хорошей жизни". Очень часто их Эго продолжает находиться во власти их Матери, и они не обрели еще полной сепарации. Часто это "перепуганные насмерть" женщины, которые несут эту динамику из своего детства или предыдущих поколений, демострируя болезненный контроль и властность, от которого они сами страдают. 

По принципу "подобное к подобному" рядом оказываются мужчины с аналогичными динамиками, не умеющие "разорвать сеть" и "гибнущие от рук", жены, которая продолжает быть несчастной и нереализованной. 

Такие семьи не развиваются. Они катятся по кругу в симбиотическом клубке и кто-то первый должен начать сепарацию, чтобы затем "матриархальная каша" выстроилась в какой-то приемлемый всем вариант иерархии, с правилами и законом Отца. 

Тоже самое происходит в коллективных и социальных динамиках. На начальном этапе часто (это знают все организационные консультанты) система имеет стадию "туссовки", с необозначенными границами и большим количеством иррационального. Однако длительное зависание в этой фазе препятствует развитию. 

Я знаю несколько организаций и компаний, которые "сделали ставку" на такую "поглощающую женскую  структуру", агрессия которой заключается не в экспансивном движении и завоевывании, а в принятии, поглощении и растворении. Находиться в них здоровым, зрелым сотрудникам сложно. Люди в таких организациях часто болеют, возникают часто эмоциональные, не конструктивные конфликты, не смотря на внимание к персоналу, которое может быть выражено в чае, плюшках, корпоративных посиделках.  Как правило такие организации не инициируют в мир ничего нового, а перерабатывают только поступающие требования и заказы, часто при минимуме ресурсов для этого. Для того чтобы развиваться им нужно выходить как минимум на партнерский уровень общения с контр-агентами, а не перерабатывание задач (зачастую уже совершенно формальное, с большим количеством банального обмана), следующих из вне. 

Все это, на мой взгляд последствия, "не родившегося Эго" семьи, организации и конкретных их членов. 

Закончить хотелось бы цитатой, которую Р.Либеймастер приводит в начале своей книги "Корни любви" "Один раз вы родились благодаря своим родителям. Второй раз вам предстоит родиться благодаря самим себе".

Полагаю, любая терапия становится своего рода "повитухой" в таком рождении. 

Перфилова Елена Владимировна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...