психология

Экзистенциальная терапия как наращивание компетенций интенсивного присутствия.

Экзистенциальная терапия как наращивание компетенций интенсивного присутствия.

                                                      Не смерти должен бояться человек. Он должен бояться никогда не начать жить.  Марк Аврелий

 

       Очевидно, что  имеется существенная разница между тем, что человеку хочется и тем, что человеку действительно нужно. Апостол  Павел говорит о нелепости устроения человеческого существа, о том,  что мы не стремимся к тому, что  нам нужно, но преимущественно мы желаем, стремимся к тому, что нам не только не полезно и но и прямо губительно:

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.Рим.7;19   

Это в христианской традиции зовется страстной природой человека. Но что значит «правильные» нужды ?

    Человек нашего времени проживает  преимущественно «рыночную» жизнь. Современный капиталистический рынок сформировал нас, как говорится  под себя, как человека потребляющего. В основном человеческая действительность,   мир окружающий человека  состоит из предметов произведенных на продажу и заряженных для человека сильнейшими атрактивными энергиями. Именно рынок создает наши потребности, с также  основные неврозы связаные с потреблением. Основная характеристика человека потребляющего – это многозаботливость. Однако тревога многозаботливости  возникает именно от нерешенности вопроса приоритетов, когда упускается главная забота — забота  об основном в себе или по выражению М. Фуко «самоем себе», то есть забота о глубинной бытийной основе в себе. Тревога многозаботливости по мнению С. Жижека связана с виной. Однако виноватость порождается не тем обстоятельством  что человек испытывает удовольствия от потребления , а тем, что он их упускает, не успевает в течении жизни получить их все.

     Таким образом время  человеческой жизни в основной своей части  тратится на производство товаров и услуг, на процесс их выбора, и потребление. Но все ли сущностно заложенные в человеке силы реализуются в этих процессах? И все ли невротическое беспокойство  связано с конфликтом принципа удовольствия и принципом реальности (З. Фрейд )

      Гуманистическая, экзистенциальная психология говорит о наличии высших человеческих потребностей.  Потребности в созидании и действии, созерцании, любви, творчестве, понимании. А. Маслоу говорит о  потребности в самоактуализации, как о стремлении стать тем, кем ты можешь стать, реализовать свое предназначение.

       Хорни, Салливен, Маслоу, Фром указали на наличие так называемых экзистенциальных неврозов, связанных с тем, что не удовлетворяются сущностные бытийные потребности.

     Таким образом за бытом, сокрыта бытийность  и за житейскими страстями обнаруживается  истинный источник жизни, источник «воды живой» в экзистенциальном смысле. Но как нам его обнаружить и  очистить?

       Нужно отметить, что именно таким образом, в таких формулировках, проблема  клиентом не осознается. Запрашивается адаптация, комфорт, снятие тревоги, успешность. Но жизни не бывает без неприятностей. И открывшись жизненному потоку, мы открываемся и всему  спектру переживаний.

Более того у  полностью ( интенсивно, изобильно ) функционирующей личности, если она стоит перед выбором: творческая интенсивная жизнь или комфорт и успех, то выбирается  интенсивная жизнь.

Не разнять меня с жизнью: ей снится
Убивать и сейчас же ласкать,
Чтобы в уши, в глаза и в глазницы
Флорентийская била тоска.

Не кладите же мне, не кладите
Остроласковый лавр на виски,
Лучше сердце мое разорвите
Вы на синего звона куски…( О. Мандельштам)

        Действенные  экзистенциальные помогающие практики обязательно связаны с переживанием так называемого «конституирующего опыта». Опыта размыкания инобытию.

       Экзистенциалисты исходят из того, что существо человека является изначально неполным и для завершенности требуется соединение с внешними, «предельными» энергиями. По мнению известного исследования христианских духовных практик С.С. Хоружего, такими «пределами» для человека выступают: Божественное начало, Подсознание, и Виртуальность. И в воле человека разомкнуть себя преимущественно в одно из этих направлений. Задача помощи духовно-ориентированного терапевта состоит в содействии в размыкании клиента  в направлении Божественного Начала. Однако мы понимаем, что не только святость является результатом духовного(личностного) роста. Сюда же, по мнению экзистенциальных философов, в равной степени необходимо, отнести героизм и гениальность ( творческую смелость).

       В экзистенциальной психотерапии  больший акцент делается  на понимание, нежели чем на собственно психологические приемы, техники и интерпретации. Критерием успешности такой терапии  является не просто приобретение клиентом компетенций успешности и «пестрого» потребления, но открытие возможности иной, трансперсональной  перспективы, когда открывается способность личности посмотреть на обстоятельства собственной жизни с точки зрения надиндивидуальных ценностей или же Абсолютной личности. Когда снимаются личные бинарные оппозиции, такие как : свой — чужой, красивый-некрасивый, успешный человек-неудачник, проиграл-выиграл, сильный -слабый, знаменитый-безвестный, жестокий -добрый и др.

                              Основные этапы экзистенциальной терапии.

Первый этап . Дорефлексивный.  Во время этого  клиент  выговаривается и создается недиффиренцированное поле опыта, где перемешаны различные переживания.

Второй этап. Рефлексивный: Разделение я и мое. На этом этапе, происходит отстранение от  свои  страстей. Разделение   «Я» как поля опыта и «Я» как наблюдателя. Здесь можно применять многочисленные приемы диссентизации  и помогать клиенту  в процедурах самотрансцендирования.   Опасность этого этапа –это аутический уход от контакта с реальностью внешнего мира и других. Вот как описывает свое состояние один из участников экзистенциального тренинга на этом этапе.

Разговор ночью в океане  с обреченным пловцом.

Человек достигающий.

Человек ожидающий.

Человек потребляющий.

Когда же ты живешь и как ?

Расслабься, просто плыви.

Что толку грести в океане, куда?

Только небо тебе ориентир?

И ,в общем, тебе ведь туда .

Да, ты попал, но что ты можешь?

Пожаловаться , попросить, надеяться, полюбить.?

Время для любящего быстро летит или плывет.

Но оно ведь внутри тебя.

Вместе с тобой и умрет -навсегда.

Ты и раньше всегда ведь плыл, но в лодке и по маякам.

По звездам и по кабакам, любимым.

Ты ориентировался, ты достигал, ты мечтал, ждал.

И вот теперь все другое:  мир , ты и Бог.

 Но и мир и Бог только  твой и с тобой.

А океан ? Он также одинок и немой.

Третий этап. Реализма. Реализм как это понимают неофрейдисты (Ж,Лакан) . Он означает преодоление нарциссических отношений с окружающими, когда любой контакт с другими, содержательно наталкивается на контакт с самим собой. Именно с преодолением нарциссизма  связано оживление способности устанавливать зрелые  отношения. И свободно, суверенно, вместе с тем ответственно выбирать объекты либидо. То есть наполнять время своей жизни, своего «присутствия» тем содержанием, которое ощущается как истинное.   По большому счету, это восстановление способности любить , любить свободно и радостно. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…» (Ин. 13:34–35).

Четвертый этап.  Экзистенциальная  решимость. Когда клиент стоит перед радикальным выбором свободы: между удобным приспособлением и  ценностным созиданием, то есть способностью всего себя «положить на кон», утверждая в мире то, что он считает ценностью. Это по существу готовность ответить на «жестокие» призывы Христа: раздай свое богатство и иди со мной( ответ богатому юноше.), Оставь проверенный способ выживания( призыв апостолов Петра и Андрея) “.. идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков “ (Матф. 4:19). «Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов»( ученику, попросившему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего (Мф.8:21,22). 

 Да, эти предельные решения явно выходят за границы социальной нормы,  но выходят в героизм, святость или гениальность.

          Ниже привожу  один из  вариантов содержания  разработанного и   уже опробированного нами тренинга  экзистенциальной динамики.

     От социального индивида к человеку бытийному.Что такое полностью функционирующий человек.Что такое интенсивное (изобильное) бытие? От изобильного потребления к изобильному бытию.Метамотивация. Ценности, как мотивы и в чем их отличие от нужд.Трансценденция как цель и как средство. Виды самотрансцендирования.Отработка метапозиций (внеличная и свехличная метапозиции).Что такое «внеролевое» присутствие. Виды ролей (по Дж. Морено )?Что такое экзистенциальная безопасность? Иммунизация от манипуляции и социального отвержения.

 Всякий раз нужно освобождать жизнь там, где она в плену или хотя бы стремиться к этому. Ф. Гваттари

                                                    Литература.

Адо.П. Духовные упражнения и античная философия. М.:,СПб.ИД; «Коло», 2005.Анцыферова Л.И. Гуманистически экзистенциальный подход к мудрости:способы постижения истинного я и призвания человека// Психологический журн.2005.№3. С5-14.Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Православный  Свято-Тихоновский богословский институт, 1997.Асмолов А.Г. Психология личности.М.: Изд-во МГУ,1990.Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. М.:АСТ, Хранитель,2006.Василюк Ф.Е. Структура и специфика теории понимающей психотерапии// Моск. Психотерап. журн.2008,№1. С5-33.Гайденко П.П. Порыв к трансцендентному. М.:, Республика, 1997Гришина В.Н. Экзистенциальная психология :поиск смысла и самотрансценденция// Психологические проблемы самореализации личности. Вып.12/ под ред. Коростылевой, СПб., изд. СПб. ун-та, 2008.С15-28.Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: СПб.,, ИМАТОН-М,2000Зинченко В.П. Проблемы психологии развития(читая Мандельштама) // Вопр. Психол.1992№ 3-4.Знаков В.В., Рябикина З.И. Психология человеческого бытия.Иванченко Г.В. Космос любви: по ту сторону покоя и воли. М.:Смысл, 2009 б.Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности// Вопр.филос.1992.№12.С.21-28.Мамардашвили М.К. Необходимость себя.М.:Лабиринт,1996.Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Сагуна, 1994.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Из-во Питер.2017Поддьяков А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностических и деструктивных трудностей. М.: ИД Высшей школы экономики.2014. С.50-60Стругацкий А., Стругацкий Б. Волны гасят ветер. Л.: Сов. Писатель, 1984.Тульчинский Г.Л. Личность как успешный автопроект //От события к бытию: грани творчества Галины Иващенко/ СостМ.А. Козлова. М.:ИД Высшей школы экономики, 2010, С. 49-63Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.Фром Э. Человек для себя . Минск:, Коллегиум, 1992.Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб.: Наука, 2007Фуко М. Управление собой и другими .СПб.: Наука, 2011.Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический Проект , 2011.Юнг. К.Г. Тевистокские лекции. Киев: СИНТО, 1995.Юнгер Э. Рискующее сердце. СПб.: Владимир Даль,2010Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

 

Владимир Комаров

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...