"Любить друг друга, не теряя себя, – самая большая сложность эмоциональной близости".Эстер Перель
Жалобы на чувство «одиночества вдвоём», на отчуждённость, отсутствие понимания и поддержки в паре становятся довольно частыми в моей практике. Обиды, претензии, недовольство и разочарования друг другом, ощущение психологического дискомфорта говорят о том, что в паре недостаточно эмоциональной близости.
О том, для чего нужна эмоциональная близость и почему на душе так плохо, когда её нет, подробнее здесь:.https://www.b17.ru/article/136646/ .
Но закономерно возникает вопрос: почему у других пар есть, а у нас нет? Что необходимо для того, чтобы она возникла и для того, чтобы её поддерживать?
Эмоциональная близость не возникает спонтанно, процесс её формирования проходит свои этапы и уровни развития.Для её возникновения на начальном этапе, прежде всего, необходимо, чтобы возникли интерес и симпатия. Если симпатия и интерес есть, то на их основе возникает желание, готовность и способность понять Другого и таким образом, следующим этапом в формировании эмоциональной близости становится взаимопонимание, как способность посмотреть на мир глазами другого человека.Если взаимопонимание достигнуто, то на его основе закономерно может возникнуть эмпатия – способность «вчувствоваться» в переживания Другого. Эта способность включает в себя когнитивный, эмоциональный и действенный компонент, то есть «я понимаю тебя», «я сопереживаю с тобой» и «я готов оказать помощь и поддержку своими действиями».Неоспоримо важным условием для успешного формирования эмоциональной близости являются принятие, как адекватное восприятие качеств Другого, его признание и терпимость к его недостаткам и уважение, как почтительное отношение и признание достоинств партнёра.На основе взаимопонимания, принятия и эмпатии возникает эмоциональная поддержка, как способность видеть в Другом лучшее, умение восхищаться. Она подкрепляется словами одобрения и ободрения и конкретными действиями по оказанию помощи, которые способствуют тому, что у Другого растёт уверенность в себе и чувство собственной значимости.Из условия эмоциональной поддержки постепенно начинает произрастать доверие к партнёру. На этом этапе отношения переходят на новый уровень существования и становятся доверительными. Это такие отношения, в которых партнёры чувствую себя безопасно, у каждого есть ощущение значимости и ценности друг друга.На основе возникшего доверия может возникнуть готовность и стремление к самораскрытию. С.Джурард даёт следующее определение самораскрытию: «Это сознательное и добровольное открытие Другому собственного «Я», своих субъективных состояний, тайн и намерений» и считает, что самораскрытие одного партнёра вызывает у другого стремление «отплатить тем же».
Стратегии работы:
С помощью представленного механизма формирования эмоциональной близости можно обнаружить, на каком этапе и с какой из составляющих случилась «поломка» и приложить усилия для её ликвидации.При работе с жалобами клиентов о потере эмоциональной близости важно учитывать тот факт, что способностью к формированию эмоциональной близости обладают далеко не все. Проще говоря, все её иметь хотят, но не все могут. Такие психологические особенности партнёров, как неуверенность в себе, низкая самооценка, замкнутость, отсутствие самоуважения, подозрительность и недоверчивость, склонность к стыду и т.д. становятся иногда непреодолимым препятствием на пути создания доверительных и эмоционально близких отношений. Эти качества, в основном вырастают на почве страхов разного рода (отвержения, оценки, потери независимости) или прошлого травматического опыта отношений (в т.ч. детско-родительского) и характеризуют психологическую незрелость личности. В этом случае имеет смысл работать индивидуально с каждым из партнёров в зависимости от обнаруженного «препятствия» и стратегия работы направлена на проработку травм и индивидуальную коррекцию.Бывает и так, что партнёры эмоциональной близости хотят, да не знают, как этого достичь. Тогда работа семейного психолога направляется на то, чтобы научить партнёров тому, как это делается, то есть информировать, подсказывать и направлять.
Эмоциональной близости всем нам!
Инна Агапченко
Источник: