Оптимизация внутреннего психологического климата в коллективе, это тот процесс, в котором, может принимать участие психолог, так как, люди проводят большую часть своей жизни на работе и сложно переоценить важность создания и поддержания «правильной» рабочей атмосферы, наиболее благоприятным образом влияющую на человека, а не только способствующую достижениям целей бизнеса. И эффективность бизнеса, зачастую зависит от того, в каком состоянии находятся сотрудники, какая эмоция преобладает в коллективе, какие внутренние противоречия оказывают влияние на настроение и мотивацию.
Чем хуже атмосфера в коллективе, тем меньше хочется в нем работать и вкладывать свою энергию и тем чаще его покидают наиболее способные и талантливые сотрудники, тем чаще возникают различного рода конфликты, дестабилизирующие работу компании. Есть бизнес-процессы, а есть психологический климат в коллективе и эти два аспекта, причудливо переплетаются, неожиданно влияя друг на друга. Эмоционально-образная диагностика организации, позволяет найти имеющиеся конфликты и противоречия в компании, а так же ответить на многие другие вопросы, не прибегая к трудозатратному анализу, а используя метод работы с образами и эмоциями участников.
Эмоционально-образная психодиагностика основывается на методе извлечения образа и его корректировки. Что такое образ в организации, как он формируется? Это совокупная картинка устойчивых образов участников этой организации. Всем же знакомы образы, в которых рассерженные люди вспоминают свои организации, всевозможные «болота», «гадюшники», «зверинцы», «тюрьмы» или восторженные, «компания моей мечты», «семья», «второй дом» и т.д. Вот если идти по этому пути и исследовать образ каждого участника и согласовывать групповые образы, то результатом исследования у нас станет устойчивый образ компании, символически отражающий психологическую атмосферу на данный момент. Этот образ может нести разную информацию о компании и может быть как позитивным, ресурсным, так и негативным, деструктивным.
Эмоционально-образный подход работает вопреки логики, используя другой канал, иррациональный, глубоко погружаясь в те пласты, которые не задействованы участниками в ежедневной деятельности, но куда вытесняются негативные эмоции и состояния, транслировать которые не принято в организациях. «Все эмоции оставляйте за дверью!» — лозунг многих российских компаний, в одной компании, даже есть пункт внутреннего распорядка: «Никогда не плакать в офисе при коллегах и руководстве!». Все это очень напоминает воспитание ребенка, которому запрещают проявлять эмоции и выражать свой гнев, агрессию, печаль, у которого стоит запрет на слезы, крик, и т.п. Психологи хорошо знают, к каким последствиям для человека и его психики приводят такие запреты и тоже самое, происходит и в организациях – вытесненный материал, в дальнейшем, оказывает влияние на индивидуума и группу. Такой запрет в жизни ребенка будет являться драматической ошибкой родителей, а в жизни организации, это будет признанно ошибкой и где и как конкретно будет проявлена негативная реакция? Исследуя организационное поле эмоционально-образным подходом, мы имеем большую возможность ответить на этот вопрос, так как скрытые, вытесненные эмоции, проявляются, формируют понятный образ и этот образ встраивается в историю и контекст компании, являясь связующим звеном между логикой бизнес-процессов и восприятием человека, его внутренним миром.
Приведу достаточно нейтральный, скорее про наблюдение и уточнение образа, чем про яркие противоречия, пример из моей статьи «Бизнес-психология: кто такой бизнес-психолог?», где собраны примеры проведения эмоционально-образной психодиагностики организации.
«Компания, занимается оптом, имеет свою розницу. Поводом обращения ко мне как к специалисту, послужила некоторая стагнация в продажах. На встрече обсудили программу тренинга по продажам. Познакомившись с участниками и их уровнем владения предметом, я пришел к выводу, что дело не в продажах и на тренинге я начал двигаться в сторону диагностического процесса, подготавливая участников к работе с их эмоциями и образами. В итоге, групповым образом стал автобус, который едет по бескрайним просторам, каких-то далеких дорог»
Далее, все рисунки случайны, для создания образного восприятия читателя.
Скажу сразу, что они не выглядели как какие-то несчастные люди, которым нужна была помощь – серьезные профессионалы, никто не подавал никаких упаднических идей, настроены с вызовом к внешнему консультанту, уверенные в своих силах.
В принципе на первый взгляд тема автобуса и перемещения очень ресурсна, там есть и командность и динамика и распределение ролей. Но меня смутил тот факт, что все это было без энтузиазма, что делался акцент на «плутаем, катаемся, катаемся» и все это на фоне какой-то невысказанности, какой-то печали что-ли, задумчивости. И чувствовалось желание группы, сказать мне, что все хорошо, мы в автобусе, мы едем, мы вместе, но для меня едущий автобус, по бескрайним просторам чувствовался как что-то потерявшееся, лишенное смысла или утратившее ее. И здесь важно, быть осторожным с интерпретацией, а просто задавать вопросы, подтверждающие детали образа, собственные гипотезы. Я начал задавать вопросы и постепенно мы пришли и утвердили такой образ, который несколько отличается от веселого автобуса с беззаботными пассажирами:
«Мы в автобусе, ехали на соревнование, что-то выиграть хотели, но мы это уже забываем, давно плутаем по пыльным дорогам, не понимаем где и куда мы едем, автобус уже пыльный и не такой новый»
Вся та печаль, нашла отражение в нюансах: в обшивке автобуса, его формах, колесах, пыли и грязи, в хаосе внутри салона. После раскрытия образа, возникло чувство некоторой потерянности, которую ощутила группа и через некоторое время, мы с двумя первыми лицами организации, вышли на тему что, они очень сильно увлеклись другой темой, связанной с путешествием и досугом и былого интереса уже не чувствуют к своей компании. И если раньше, это действительно была команда, которая соревновалась со своими конкурентами, выигрывая всевозможные призы, то потом, по мере накопления призов и усталости произошли изменения в динамике, в интересе, в смыслах и в конечную очередь – в продажах. Компания, без интереса и энергии своих первых лиц, плавно входила в стагнацию, перестав ставить перед собой амбициозные цели. Таким образом, через эмоционально-образную диагностику, которая заняла несколько часов, удалось связать глубокие организационные процессы, на которые очень сложно выйти, а тем более их объединить в причинно-следственную связь каким-либо другим способом. В дальнейшем компания сместила фокус с обучения персонала на процесс реорганизации и успешно вышла из надвигающегося кризиса.
Приведу еще один пример, иллюстрирующий работу эмоционально-образного подхода в организационной диагностике:
«Компания, владелец хочет усилить осознанность, ответственность участников и т.д. В рамках обучения считаю уместным провести диагностику, выбираю образный подход, работаю с эмоциями участников, создаю безопасное пространство для проявления, работаю с групповыми образами в результате приходим к образу животного и космоса. Животное как символ силы, космос как символ потенциала и покорения новых горизонтов. И еще какие-то разноцветные преломляющиеся лучи в бесконечность».
Попробуйте сейчас отложить статью и совместить эти символы в один образ. В этом, в общем, и заключается одна из основных сложностей групповой работы в эмоционально-образной диагностике – собрать все имеющиеся пазлы, в одну целостную картинку.
Ну что, на первый взгляд никаких проблем нет и все очень ресурсно. Начинаю анализировать, задавать вопросы. Обращаю внимание, что животное без глаз или просто спит. Уже сразу это накладывает отпечаток на способ передвижения животного и взаимодействие с другими, несмотря на некоторую мощь. Далее, образ животного и образ космоса. Конечно, если оперировать детскими образами, то в космос без проблем можно поместить кого угодно, но у меня возникли вопросы, уместности животного в космосе. Я поделился своими соображениями с группой и они подтвердились. Самой рабочей гипотезой оказалась та, в которой животное спит и видит себя покорителем космоса. Космос – это сны. О собственном величии. Возможно это про сновидящее тело организации (Минделл Арнольд). Это было очень интересное открытие и группа согласилась со мной. И дела в бизнесе у них шли не так хорошо, как хотелось бы. И тогда вопрос, как давно спит животное? И как мы в реальности чувствуем его сон? А что про реальность компании? Мы можем померять реальность тем же SWOT-анализом, что я собственно и предлагаю сделать группе, следующие пару часов мы делаем анализ и получаем неожиданный результат – реальность, по мнению сотрудников, отличается от реальности руководства как белое, от черного. Руководитель считает компанию современной, прогрессивной, а сотрудники отсталой и упаднической. Теперь все становится ясно, что стоит за символом животного и откуда взялся космос и те цветные линии, намекающие на то, что это слишком чудесный, неестественный сон. Большинству участников этой истории пришлось искать новую работу – сон продолжился, космос был разрушен, возмездие не заставило себя ждать. Конечно, эмоционально-образный подход в работе с коллективом, будет отчасти раскрывать образ, сон первого лица, как своего создателя, но создатель может быть к этому не готов, все же, это психологический и очень действенный метод и надо понимать возможные последствия. Я умышленно показал здесь именно этот случай, чтобы сразу дать понять о глубине возможной интервенции данного метода и последствиях для участников.
Данный метод, на мой взгляд, интуитивно понятен и ближе специалистам работающим в процессуальном подходе, в эмоционально-образной терапии, возможно арт-терапии, мне как-то очень еще аналитический подход Юнга здесь помогает в глубине оживления образа. Я долго подбирал название и остановился на эмоционально-образном, так как действительно это совокупность эмоции и образа в конечном счете. Можно говорить и про архетип организации и про миф и про сценарий, но все это в меньшей степени попадает. Надеюсь, на меня за это никто не будет в обиде, все же идут не на метод, а на человека.
Сложности для психолога никогда не работавшего с организациями я вижу. Это и групповая динамика и структура сессии и нюансы бизнес-психологии и много других подводных камней. С удовольствием помогу освоить данный вид диагностики в индивидуальном формате, могу помочь с первыми проектами и любыми вопросами работы с организациями, так как сам уже 15 лет работаю с ними. Это новые горизонты, другие деньги и новый опыт.
Надеюсь, что мои примеры привлекли ваше внимание к теме работы с организациями и эмоционально-образная диагностика это лишь первая ступень, с которой можно начать системную работу с компанией. Дальше идут различные тренинги, индивидуальная диагностика, участие в ротации и подборе персонала, аттестации, психологическое консультирование и т.п. Современным организациям нужны психологи так же как и современным людям и культура психологии только формируется в нашем бизнес-пространстве.
Андрианов Александр Михайлович
Источник: