Один из способов создания эмоциональной депривации — это обесценивание и уничижение, т.е. например, творческий порыв определить как "халтурка, безвкусица, «дешёвка»".
Если сделать это в рафинированной форме, т.е. назвать "китч" — то торпедирование идет по двум линиям:
— собственно негативный эмоциональный отклик " ты сделал дешевую лажу",
— и нарциссическая раскачка лучше других/хуже других через использование терминологии.
Пример диалога ребенка и мамы.
Почти как у де Сент-Экзюпери в Маленьком Принце про рисунок удава, который проглотил слона, на котором «унылые взрослые» видели только вполне безопасную шляпу.
-Мама, смотри, я нарисовал зеленого кролика! – ребенок восторженно.
— Хм… ну китч снова в тренде — и невербалка такая, как Королева Мама наступила в майскую лужу.
А если к вот этому негативу по первым двум каналам "родитель" добавляет что -то положительное по третьему каналу.
Допустим:
+ на вот тебе денег на маркеры,
То, помимо эмоциональной депривации, получаем еще и шизофреногенные послания.
Т.к. в разных каналах они противоречат друг другу.
Это совсем травматично и плохо для ребенка.
Понятно, что благополучный взрослый может аналогичный отклик пережить конструктивно, взять себе ценное, остальное выкинуть "за борт".
Но ребенок или взрослый человек, у которого нет достаточного навыка и устойчивости, с высокой вероятностью попадет в поле эмоциональной депривации и травмируется .
И еще момент, ребенок, когда вырастает, впитывает привычные стили общения у родителей, учителей, родни и пр.
И соответственно, начинает вести себя аналогично с другими людьми.
И, если он повторяет поведение обесценивающих критиков из своего детства, то, да — это приводит его в поле эмоциональной депривации.
Потому что, а кому же охота общаться с такими Кусачим Критиком? -Люди дистанцируются.
Он страдает от одиночества. Считает их хуже себя, потому что как-то же нужно идентичность поддерживать. В минуты отчаяния – наоборот, считает себя хуже, их лучше. Потом наоборот.
Начинает проявлять привычные способы еще интенсивнее. Люди бегут еще дальше…
Круг замкнулся.
А разомкнуть его можно, когда в удаве, скушавшем слона, мы начинаем видеть очень голодного удава, печальную судьбу слоника и творческий порыв ребенка, который ценен.
И задача взрослого – поддержать, помочь развиться, а не обесценить и прибить или ложно-экзальтированно-неискренне возвеличить.
Это достигается через внимание к своим стилям общения, внутренним и внешним, и их коррекцию, при желании.
Павловская Александра Викторовна
Источник: