психология

Энкопрез. Часть II: Практическая

В первой части статьи речь шла о теории проблемы. Во второй речь пойдёт непосредственно о коррекции. В своей практике я использую методы арттерапии (рисование, лепка, песочные техники), сказкотерапии, театрализации, объяснении причин такого поведения. Но коррекция невозможна без помощи и участия родителей, поэтому я всегда привлекаю их к работе, выполнению домашних заданий.

В основу написания сказки ложится реальный сценарий, с включением в него элементов реального мира ребёнка: его интересов, игрушек, любимых занятий, сказок, книг, мультфильмов. Терапевтическая сказка — это метафора, которая даёт возможность ребёнку привнести новый опыт во внутренний мир.

В основу сказки легла реальная история о девочке, страдающей от энкопреза. Ребенок после приучения к туалету непродолжительное время ходил сам, но после определенных стрессов (частые переезды, смена жилья) и вовсе перестал ходить на горшок. Мама могла поймать девочку за продолжительной игрой и стимулировать просьбой сходить в туалет. Но как чаще всего оказывалось, ребенок уже сходил… в трусы. После посещения врачей выяснилось, что физиологических проблем у ребенка не было. Проблема длилась около двух лет. Убежденность, что пройдет само, постепенно улетучивалась. И мама решилась на визит к психологу. Случай публикуется с согласия клиента.

Сказка о мышонке

       Давным-давно жили на свете мама-мышь, папа-мышь и две маленькие мышки-малышки: Яра и Ганна. Яру, скромного веселого мышонка, часто ласково называли  Ярусик.

     Большой и сильный папа работал в гараже, а мама-мышь трудилась в амбарной  бухгалтерии, где считала кружочки вкуснейшего сыра и мешки отборных зерен.

      В мышиной норке мышатам отводилась отдельная комната. Там стояли 2-х ярусная кровать, телевизор с тумбочкой, шведская стенка (лесенка для спортивных занятий) и, конечно же, любимый горшок Яры. Он находился в сторонке, немного забытый своей хозяйкой.

       Сестрички помогали маме-мышке печь пироги и печенье. Они проворно катали маленькими лапками колобки из теста, а сухие веточки служили им скалкой для раскатывания больших коржей. Потом все весело мыли посуду.

     Вечером, после просмотра мультфильмов про Лунтинка и Фиксиков, мама читала своим мышатам сказки «Мойдодыр» и «Айболит», и Яра засыпала в обнимку с игрушечным Микки-Маусом.

      Еще Яра очень любила ходить в детский сад с сестричкой, где они весело проводили время: занимались, рисовали, играли и резвились.

        И вот однажды, в детский сад пришел доктор Айболит на осмотр зверей.

       Скажу Вам по секрету: Яра ходила в туалет по-большому в трусики. Почему-то они часто оказывались грязными и неприятно пахли. Айболит, осмотрев Яру, сказал:

        — Эта мышка абсолютно здорова, — обратился он к воспитателю Сове.

        Воспитатель ответила, что Яра сама расскажет Айболиту о своей беде. Мышка подняла глаза и стыдливо, глядя в сторону, пробормотала.

        — Я прячусь в уголок, когда какаю стоя.

        — А у тебя есть горшочек? — спросил Айболит.

        — Да, — улыбнулась Яра, — только он стоит в углу и, я не хожу в него.

        — Я думаю, что ему непросто, он страдает, — горько произнес Айболит, — Здесь я тебе не помогу. Нужно обратиться к Мойдодыру. За чистоту отвечает он!

        — Как же мне его найти? – спросила Яра.

       — Я приглашу его, — Айболит вытащил из кармана огромный телефон и вызвал хозяйственную службу.

        Вдруг в медкабинете послышался гулкий звон. Через минуту в кабинет вошел важный Мойдодыр. Хромая, он поправил начищенный до блеска  медный таз на умывальнике и прогремел:

        — Кто звал меня?

        Айболит деликатно предложил Мойдодыру помочь Яре.

      — Ну, горю твоему можно помочь. Есть у меня волшебный горшочек, он красивый и чистый.

        Мойдодыр достал сияющий горшочек с цветочками:

        — Это тебе, ласково вручил Мойдодыр мышке.

        — Ура, — воскликнула Яра, — у меня теперь  новый горшочек!

        — Но помни, важно произнес Мойдодыр, — горшочек может потерять волшебную силу. Если  за ним не ухаживать, он начнет источать неприятный запах, краска сойдет, а рисунок померкнет. Главное, бережно относиться к нему и ухаживать. Когда сходишь в него, сразу можешь вылить в унитаз содержимое. Теперь тебе не нужно какать стоя, обладая собственным волшебным горшочком.

        Яра поблагодарила Мойдодыра и Айболита за полезный предмет.

        Придя домой, мышка отдала свой старый горшочек сестре, а новый поставила возле кровати.

        С тех пор Яра ухаживает за своим горшком, а он, в ответ, сияет чистотой.

        Вот такая история!

 

 

Автор Лазарева О.О.

* * * * *

P.S. После прочтения сказки каждую ночь в течение недели, девочка стала ходить на горшок. Эффект закрепился дополнительной работой по преодолению страхов у ребенка.

 

Литература:

Ткач Р. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.Шахтарин А.В., Волгина С.Я.. Клинические особенности функционального энкопреза у детей с хроническими запорами. ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия Росздрава», г. Казань, РФ.

 

Интернет-ресурсы:

МКБ-10. https://classinform.ru/mkb-10/f98.1.htmlСайт «Клиника доктора Загера» https://zagerclinic.ru/articles/enkoprez-lechenie/. МКБ-10. https://classinform.ru/mkb-10/f98.1.html.

Лазарева Ольга Олеговна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...