В первой части статьи речь шла о теории проблемы. Во второй речь пойдёт непосредственно о коррекции. В своей практике я использую методы арттерапии (рисование, лепка, песочные техники), сказкотерапии, театрализации, объяснении причин такого поведения. Но коррекция невозможна без помощи и участия родителей, поэтому я всегда привлекаю их к работе, выполнению домашних заданий.
В основу написания сказки ложится реальный сценарий, с включением в него элементов реального мира ребёнка: его интересов, игрушек, любимых занятий, сказок, книг, мультфильмов. Терапевтическая сказка — это метафора, которая даёт возможность ребёнку привнести новый опыт во внутренний мир.
В основу сказки легла реальная история о девочке, страдающей от энкопреза. Ребенок после приучения к туалету непродолжительное время ходил сам, но после определенных стрессов (частые переезды, смена жилья) и вовсе перестал ходить на горшок. Мама могла поймать девочку за продолжительной игрой и стимулировать просьбой сходить в туалет. Но как чаще всего оказывалось, ребенок уже сходил… в трусы. После посещения врачей выяснилось, что физиологических проблем у ребенка не было. Проблема длилась около двух лет. Убежденность, что пройдет само, постепенно улетучивалась. И мама решилась на визит к психологу. Случай публикуется с согласия клиента.
Сказка о мышонке
Давным-давно жили на свете мама-мышь, папа-мышь и две маленькие мышки-малышки: Яра и Ганна. Яру, скромного веселого мышонка, часто ласково называли Ярусик.
Большой и сильный папа работал в гараже, а мама-мышь трудилась в амбарной бухгалтерии, где считала кружочки вкуснейшего сыра и мешки отборных зерен.
В мышиной норке мышатам отводилась отдельная комната. Там стояли 2-х ярусная кровать, телевизор с тумбочкой, шведская стенка (лесенка для спортивных занятий) и, конечно же, любимый горшок Яры. Он находился в сторонке, немного забытый своей хозяйкой.
Сестрички помогали маме-мышке печь пироги и печенье. Они проворно катали маленькими лапками колобки из теста, а сухие веточки служили им скалкой для раскатывания больших коржей. Потом все весело мыли посуду.
Вечером, после просмотра мультфильмов про Лунтинка и Фиксиков, мама читала своим мышатам сказки «Мойдодыр» и «Айболит», и Яра засыпала в обнимку с игрушечным Микки-Маусом.
Еще Яра очень любила ходить в детский сад с сестричкой, где они весело проводили время: занимались, рисовали, играли и резвились.
И вот однажды, в детский сад пришел доктор Айболит на осмотр зверей.
Скажу Вам по секрету: Яра ходила в туалет по-большому в трусики. Почему-то они часто оказывались грязными и неприятно пахли. Айболит, осмотрев Яру, сказал:
— Эта мышка абсолютно здорова, — обратился он к воспитателю Сове.
Воспитатель ответила, что Яра сама расскажет Айболиту о своей беде. Мышка подняла глаза и стыдливо, глядя в сторону, пробормотала.
— Я прячусь в уголок, когда какаю стоя.
— А у тебя есть горшочек? — спросил Айболит.
— Да, — улыбнулась Яра, — только он стоит в углу и, я не хожу в него.
— Я думаю, что ему непросто, он страдает, — горько произнес Айболит, — Здесь я тебе не помогу. Нужно обратиться к Мойдодыру. За чистоту отвечает он!
— Как же мне его найти? – спросила Яра.
— Я приглашу его, — Айболит вытащил из кармана огромный телефон и вызвал хозяйственную службу.
Вдруг в медкабинете послышался гулкий звон. Через минуту в кабинет вошел важный Мойдодыр. Хромая, он поправил начищенный до блеска медный таз на умывальнике и прогремел:
— Кто звал меня?
Айболит деликатно предложил Мойдодыру помочь Яре.
— Ну, горю твоему можно помочь. Есть у меня волшебный горшочек, он красивый и чистый.
Мойдодыр достал сияющий горшочек с цветочками:
— Это тебе, ласково вручил Мойдодыр мышке.
— Ура, — воскликнула Яра, — у меня теперь новый горшочек!
— Но помни, важно произнес Мойдодыр, — горшочек может потерять волшебную силу. Если за ним не ухаживать, он начнет источать неприятный запах, краска сойдет, а рисунок померкнет. Главное, бережно относиться к нему и ухаживать. Когда сходишь в него, сразу можешь вылить в унитаз содержимое. Теперь тебе не нужно какать стоя, обладая собственным волшебным горшочком.
Яра поблагодарила Мойдодыра и Айболита за полезный предмет.
Придя домой, мышка отдала свой старый горшочек сестре, а новый поставила возле кровати.
С тех пор Яра ухаживает за своим горшком, а он, в ответ, сияет чистотой.
Вот такая история!
Автор Лазарева О.О.
* * * * *
P.S. После прочтения сказки каждую ночь в течение недели, девочка стала ходить на горшок. Эффект закрепился дополнительной работой по преодолению страхов у ребенка.
Литература:
Ткач Р. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.Шахтарин А.В., Волгина С.Я.. Клинические особенности функционального энкопреза у детей с хроническими запорами. ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия Росздрава», г. Казань, РФ.
Интернет-ресурсы:
МКБ-10. https://classinform.ru/mkb-10/f98.1.htmlСайт «Клиника доктора Загера» https://zagerclinic.ru/articles/enkoprez-lechenie/. МКБ-10. https://classinform.ru/mkb-10/f98.1.html.
Лазарева Ольга Олеговна
Источник: