Эссе по работе З. Фрейда «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа»
Место работы в творческом наследии Фрейда
Фрейд написал статью «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа» для юбилейного сборника, посвященного одному из его давних друзей офтальмологу Леопольду Кёнигштайну. В письме к Ш. Ференци Фрейд характеризует ее как простую случайную работу.
Однако критики и издатели увидели важные для теории Фрейда мысли о влечении (впервые в этой работе Фрейд говорит о влечениях «Я» и приравнивает их к влечениям к самосохранению), о том, что психические явления основываются на органических субстратах. На эти моменты обращают внимание издатели в предварительных замечаниях к статье.
Слепота как следствие самовнушения
Начиная рассуждения о психоаналитическом понимании психогенных расстройств, Фрейд отталкивается от известных к тому времени фактов и достижений науки. Он ссылается на опыты французских врачей-психиатров и исследователей – Шарко, Жане, Бине, которые в ходе экспериментов с гипнотическим внушением показали, что причиной соматического расстройства может статья гипнотическое внушение. В частности, под воздействием гипноза можно внушить человеку, что он не видит одним глазом. Фрейд тот же самый механизм внушения под действием гипноза расширяет и до спонтанного самовнушения. Самовнушение истериков о слепоте настолько сильно, что превращается в реальность. Но не только слепота может стать объектом самовнушения, а также паралич, галлюцинации. Думается, что в современной практике можно найти и другие серьезные болезни, вызванные мнительностью и самовнушением, вплоть до инфарктов и инсультов.
Фрейд предлагает читателям обратить внимание на естественно возникающий вопрос – каковы те условия, при которых самовнушение становиться столь сильно, что превращает фантазии в действительность?
Диссоциативные процессы как причина возможности самовнушения
Ответ с точки зрения психоанализа, в общем-то предсказуем. Объяснения данного феномена вряд ли могло обойтись без обращения к бессознательным процессам. Что, конечно же, и предлагает Фрейд.
Но сначала он указывает на исследования тех же французских ученых, показавших, что возбуждения слепого глаза больных с истерической слепотой имеют психические последствия в виде неосознаваемых аффектов. Получается, что истерические слепые слепы для сознания, но зрячи для бессознательного. Это кажущееся противоречие объясняется изначальной склонностью истерических больных к диссоциации – расхождению в психическом сознательных и бессознательных процессов. Механизм диссоциации – первичная причина возникающей истерической слепоты. Без нее невозможны никакие самовнушения.
Углубление объяснений с психоаналитической позиции
Психоаналитическое объяснение Фрейда принимает гипотезу французских исследователей о диссоциативном расщеплении сознательных и бессознательных процессов, однако дает более детальное объяснение глубинным психическим процессам психогений. Фрейд акцентирует внимание на динамической стороне диссоциативного процесса: неспособность к синтезу носит не конституциональный характер, а процессуальный.
Процессы вытеснения и влечения в психической жизни индивида
В результате несовместимости разных групп представлений одна групп ВЫТЕСНЯЕТ другую в бессознательное. Процесс вытеснения в психике легко понять на примере логики: два противоречащих друг другу суждения об одном и том же не могут быть одновременно истинными, поэтому одно из них отклоняется. Это понятно и естественно для здравого мышления. Поэтому понятна важность вытеснения для душевной жизни. Более сильные представления вытесняю те, которые слабее. Однако случается так, что вытеснения могут не удаваться. Именно такие неудачи и являются предпосылкой для симптомообразования.
Важный вопрос – откуда берется само противоречие представлений? Фрейд подчеркивает заслугу психоанализа для самой постановке этого вопроса и возможности ответа на него. Благодаря психоаналитическому подходу наука получила представление о внутрипсихическом конфликте. Фрейд отмечает ключевую роль ВЛЕЧЕНИЙ в возникновении представлений. Каждое влечение стремится заявить о себе оживлением представлений, соответствующих его целям. Влечения разнообразны и разнонаправлены по своим интересам, поэтому далеко не всегда уживаются между собой, их конфликт понятен и очевиден.
Краткое отступление от рассматриваемой работы.В своей статье в компактной форме высказывает основные положения о вытеснении и влечения – фундаментальных, основополагающих категориях его психоаналитической теории. Указывается суть процесса вытеснения – устранение из сознания одного из противоречащих друг другу представлений. Относительно влечений отмечается их разнонаправленность, роль в развитии культуры и в возникновении неврозов. Работа была написана в 1910 году, а пять лет спустя после написания рассматриваемой статьи, в 1915 году, вышли в свет так называемые метапсихические работы Фрейда «Вытеснение» и «Влечения и их судьба», где эти базовые понятия и их роль в психике анализируется подробно и обстоятельно — их происхождение, характеристики, последствия для психических процессов.
Конфликт влечений как причина неврозов
Особое значение для психической жизни, и в частности, психогенного нарушения зрения, имеет противоречие между группой сексуальных влечений и группой влечений самосохранения (то есть влечениями «Я»). Как отмечает Фрейд, сексуальные влечения имеют органическую природу, привязываются к телесным возбуждениям, проявляются начиная с младенчества и проходят длительный и сложный путь развития чтобы служить целям продолжения рода. За счет подавления, ограничения, перенаправления на иные цели, преобразования сексуальных влечений развивается человеческая культура.
Своими требованиями сексуальные влечения составляют угрозу для «Я» (в чем состоит эта угроза, Фрейд не поясняет), поэтому «Я» вынуждено защищаться от них вытеснением. Если «Я» не справилось в должно мере, могут возникнуть опасные замещающие образования вытесненного и нежелательные реактивные образования «Я». Это и есть симптомы невроза.
Таким образом, невротические болезненные состояния неразрывно связаны с психической жизнью.
Органическое выражение неврозов
В распоряжении сексуальных влечений и влечений «Я» находятся одни и те же органы, что неудивительно – ведь организм один. Физиологией доказано, что сексуальные возбуждения локализуются не только в гениталиях, но присущи другим органам. Рот служит не только для приема пищи, но и речевых сообщений, но и для поцелуев. Глаза воспринимают феномены внешнего мира, а также привлекательные для любовного выбора характеристики объекта. Двоякость функций органов неизбежно накладывает отпечаток на выполнение этих функций, причем тем больше, чем более они расходятся между собой. Противоречие парциальных влечений в одном и том же органе может в свете рассмотренного механизма неполного вытеснения может приводить к патологическим последствиям.
Так, применительно к зрению, сексуальное стремление разглядывать эротические объекты при его чрезмерной выраженности вызывает противодействие влечений «Я». «Я» стремиться вытеснить сексуальную функцию зрения, но вместе с ней удерживает от сознания и зрение в целом. «Я» утрачивает господство над органом, Активность функции перемещается в область бессознательных сексуальных импульсов. Истерическая слепота с психической точки зрения – непродуктивная, вредная компенсация неумело вытесненного влечения.
Конечно, зрение – не единственная система, где проявляются неудачные последствия противоречия влечений. Другой яркий пример двоякой функции в органах – моторная дисфункция, например, истерический паралич руки в результате остановленного побуждения к сексуальной агрессии, или неспособность пальцев к тонким движениям (например, игры на скрипке) после занятий мастурбацией.
Метафора к теме
Психоанализ известен широким привлечением мифологических сюжетов как символического отражения психологического феномена. Через метафору мифа или легенды сложное психоаналитическое рассуждение обретает образную наглядность. Хотя рассуждение Фрейда о психогенных соматических нарушениях достаточно прозрачны, он подкрепляет свое разъяснение легендой-метафорой на описанный процесс. Это известная английская легенда о деве Годиве. Согласно легенде, жестокий граф одного городка обложил непосильной данью всех жителей, а неплательщиков казнил. Его жена леди Годива была добра к людям и просила графа снизить неадекватные поборы. Он согласился, но выдвинул условие – он потребовал, чтобы его жена, очень скромная и набожная женщина среди бела дня проехала обнаженной через все улицы и площади города. Леди Годива согласилась, но и жители города в ответ на ее благородный поступок договорились спрятаться в это день по домам и закрыть все ставни. Только один портной решил подсмотреть за обнаженной женщиной. Но был наказан провиденьем за порочное желание – он ослеп.
Послание влечения «Я» сексуальному влечения в органе такое же, как и в легенде: «будешь проучен за свое желание злоупотребить органом ради порочных желаний – твой орган вообще не будет работать».
Связь душевного и органического
Чтобы оградить психоанализ от несправедливых обвинений в психологизации органических процессов, Фрейд поднимает вопрос о связи органического и психического. Он подчеркивает, что сексуальное влечение само по себе не является чисто психологическим процессом. В его основе находятся физиологические процессы. Хотя психическое, выйдя из физиологического имеет обратное влияние. Эротические переживания усиливают органическую возбудимость и иннервацию.
Кроме того, психоанализ не утверждает, что все случаи функциональных нарушений являются психогенными, то есть результатом вытесненного желания к эротическому разглядыванию. То есть функциональные расстройства зрения могут быть и физиологического, и токсического, т.е. вследствие повышенного эрогенного значения, происхождения.
Рассуждения об органической составляющей невротического симптома можно продолжать в направлении достаточности/недостаточности самого по себе подавления парциальных влечений. Предположительно должен быть определенный конституциональный компонент предрасположения к заболеванию психогенными и невротическими расстройствами определенного органа, который в случае истерии обозначен как соматическое содействие органа. Фрейд отсылает к более подробному рассмотрению этого аспекта к анализу случая истерии (истории Доры), описанному им в соответствующей работе в 1905 г. И на этом завершает свою статью.
Заключение
В заключении хотелось бы вернуться к оценке-характеристике статьи самим Фрейдом как простой и случайной.
Познакомившись со статьей, ее можно назвать простой, поскольку в ней нет новых для психоанализа открытий, отсутствуют сложные и глубокие поиски, рассуждения и доказательства о психических глубинах.
Но уж ей совсем не подходит характеристика случайной, поскольку статья в полной мере отражает важнейшие для психоаналитического подхода базовые для психики процессы. И служит понятной и наглядной иллюстрацией частного проявления психического нарушения и его объяснения через общие законы функционирования психического.
Заинтересованный взгляд позволяет заметить крайне интересные и актуальные для современной психологии вопросы, затрагиваемые в этой небольшой статье. Прежде всего, это вопрос о психосоматическом происхождении функциональных нарушений. Данная работа – одна из нескольких работ Фрейда, которые послужили распространению и развитию психосоматического подхода к самым разным заболеваниям.
Полностью работу Фрейда «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа»можно прочитать в сборнике: Зигмунд Фрейд Истерия и страх / пер. с немецкого на русский язык А.М. Боковикова. — ООО «Фирма СТД». – С. 205-214.
Татьяна Витальевна Фокина
Источник: