психология

Этот смутный объект желания: метаморфозы «денежного потока» в жизни и на рынке услуг

Этот текст появился в результате наблюдений за различного рода объявлениями, которые услужливо подсовывает мне контекстная реклама в социальных сетях, по каким-то неведомым мне критериям распознавая меня как нуждающегося именно в этом продукте – мастер-классе, семинаре или тренинге по увеличению «денежного потока». А может быть реклама, этот чуткий сейсмограф наших желаний, на основании обработки миллионов поисковых запросов и характеристик аудитории пришла к выводу, что «денежный поток» – это универсальный объект желания.

 Немного предваряющей теории

Вообще-то мне кажется интересной тема того, как различные современные объекты участвуют в организации социальных связей, а «денежный поток» – это современный объект, в том смысле, что в предыдущие исторические этапы деньги в таком контексте не воспринимались и не мыслились. Например, во времена первых психоаналитических исследований деньги устойчиво ассоциировались с анальными фантазиями удерживания, накопления и контроля, а также власти, но опять же власти анального характера – власти дарить или удерживать, приберегать. Фантазия же о «денежном потоке» – удобная штука в том отношении, что потенциально может вместить ассоциативные ряды разных регистров.

Роль различных объектов в психической и социальной жизни человека – давний предмет исследований психоанализа, некоторым образом сближающий психоанализ с социальной психологией, поскольку указывает на свойство людей образовывать социальные связи посредством объектов. Два человека, а тем более группа, не создадут связь, не имея общего объекта, с помощью которого будут переплетаться их желания. Существуют универсальные объекты, участвующие в образовании связей у всех людей – это грудь (оральный объект), кал (анальный объект), гениталии (генитальный объект). Эти объекты принадлежат миру физических, реальных объектов, при этом находятся на границе Я и не-Я, осуществляя связь с другими людьми. В детстве – с родителями, которые кормят, учат ходить на горшок и обращаться с сексуальностью со всеми свойственными родителям фантазиями на этот счёт. В дальнейшем сублимированные, то есть оторванные от своего физиологического первоисточника, фантазии об оральном, анальном и генитальном объектах и соответствующие типы взаимоотношений с другими людьми развиваются (если развиваются) до более абстрактных форм социальных отношений (творчество, работа, наука, любовь).

В этих сублимированных формах социальной активности уже только натренированный слух может уловить черты первичных объектов, что и проделывалось многими поколениями аналитиков, устанавливавших происхождение свободных ассоциаций своих пациентов, и систематизировавших их по принадлежности к оральному, анальному или генитальному регистрам в зависимости от того первичного объекта, вокруг которого эти ассоциации вращались. На основании этих наблюдений были построены первые теории характеров, теории невротических фиксаций, различные диагностические классификации, сегодня во многом уже утратившие актуальность. Тем не менее, это не мешает нам проделать эту же операцию в отношении такого явления как «денежный поток», раз уж этот объект так настойчиво пытаются всучить (не буди лихо, пока тихо).

«Денежный поток» в оральном регистре

Оральный регистр фантазий формируется вокруг такого первичного объекта как грудь, изначальную интенсивность приобретает через ощущения младенцем в период грудного вскармливания сытости/голода, покоя/напряжения, тепла/холода и т.д. Как отмечают многие психологи, например, Эрик Эриксон, полученный в этот период опыт формирует представления и взаимоотношения с окружающей средой как общим, недифференцируемым целым, поскольку младенец ещё не выделяет мать как отдельный объект – для него всё представляет собой Вселенную, отзывающуюся на его нужду или фрустрирующую. На этом этапе жизни младенец очень зависим и преимущественно пассивен, вся его поведенческая активность сводится к тому, чтобы звать и ждать. Но в ожидании насыщения младенец научается другого рода активности – психической. Он голоден, он чувствует напряжение, он зовёт и фантазирует о предстоящем насыщении. Так зарождается его психическая, но на данном этапе преимущественно галлюцинаторная активность.

«Денежный поток» в этом регистре ассоциируется с потоком молока, неистощимым и появляющимся по первому требованию. Орально организованное восприятие денег как питательного субстрата, являющегося залогом минимум безопасности и выживания, максимум счастья и благополучия.

Способы взаимодействия с объектом: ожидание устранения нехватки, раздражения, напряжения; желание получить, привлечь; страх, что не дадут, не заплатят, не хватит, не удастся получить. Эмоции в диапазоне от «я-плохой» – обида, что мало получаю, что приходится напрягаться, трудиться ради денег, а не просто получать их «безвозмездно, то есть даром», жадность потому, что хочу большего, непереносимость отсрочек, отказов, зависть к обладанию большим количеством вещей или потоком «лёгких денег» у других людей; до «я-хороший», когда можно тратить деньги, не задумываясь об их количестве и происхождении, радость незамедлительного удовлетворения желаний.

Ключевые слова в рыночном продукте: все слова, содержащие слово энергия – энергия денежного потока, энергия денег, энергия процветания и бла-бла-бла так далее.

Пример из реального объявления. «Как улучшить своё материальное благосостояние и жить в достатке? Что мешает вам быть счастливыми и обеспеченными? Вы обеспечите себе финансовое благополучие и процветание…»

Технологии. «Денежный поток» нужно раскрыть, привлечь, активировать с помощью каких-нибудь фантазийных (почти галлюцинаторных) практик, поэтому на таких с позволения сказать тренингах преимущественно визуализируют. Подойдут также рисование, медитации, танцы (желательно с бубном), карты желаний. Таким образом, визуализирующие и медитирующие на раскрытие денежного потока ведут себя как младенцы – пребывая в состоянии фрустрации, не предпринимают каких-то действий, а фантазируют. Интонации описания программы и ведущих восторженные, но лишённые конкретики – просто счастливые люди помогут вам стать счастливыми, ни больше, ни меньше.

Профит. Действительно может быть и ощущается как энергетическая подпитка. Участник тренинга радостно сливается с ведущим в идеализирующей идентификации, припадая к воображаемой щедро дарующей груди, мир начинает переливаться радужными красками, горести и печали повседневной рутинной жизни временно (потому что любое насыщение всегда временно) отступают на задний план, самоощущение временно! сдвигается с полюса «я-плохой» к полюсу «я-хороший».

«Денежный поток» в анальном регистре

Анальный регистр фантазий формируется вокруг темы экскрементов и выделительных функций, когда ребёнка начинают приучать к горшку. Кроме того, что сам выделительный процесс связан с чисто физиологическим удовольствием от напряжения и расслабления сфинктеров, куда и когда выделять из себя различные жидкие и полужидкие продукты жизнедеятельности является одной из первых самостоятельно контролируемых поведенческих активностей ребёнка. Если раньше он в случае нужды мог только лежать и ждать, то теперь он может пойти/поползти и что-то с этим сделать или не сделать, по желанию. Тема производства и контроля на этом этапе развития – ключевая, так же как и тема отношений с контролирующими инстанциями – родителями, которые хотят подчинить своей воле, отнять «добро», унести и смыть в неизвестном направлении. На этом этапе развития ребёнок начинает овладевать речью и создавать первые теории о том, откуда что берётся и куда девается, поэтому истоки интеллектуальной любознательности также часто приписывают именно этому периоду.

Способы взаимодействия с объектом: желание накопить, удержать, вложить; страх что отберут, пропадут, обесценятся, потеряются; страх потери контроля над тратами, потратиться на «всякое дерьмо», спустить деньги на ветер или в трубу; подозрительность ко всем, кто пытается отнять деньги, придирчивость и долгий выбор любых покупок. Эмоции в диапазоне от «я-плохой» – не способный или не знающий как удержать, накопить, контролировать, управлять деньгами, управлять большими! деньгами; до «я-хороший», когда коплю, ощущение удовольствия от наличия сбережений, радость мысленного подсчёта прибавлений «по кусочку». Амбивалентность – больше всего на свете боится потратиться, но и тайно мечтает об этом, как однажды всё спустит. Зависть к тому, кто накопил большую кучу денег, вообще зависть ко всему большому, добротному, солидному, увесистому.

Ключевые слова. Как зарабатывать больше, как экономить, как управлять/распоряжаться финансами, как накопить, куда вложить.

Примеры из реальных объявлений. «Денежный поток исходит от меня, я создаю его тогда и столько, сколько считаю нужным!» «Вы хорошо работаете и много зарабатываете, но без удовольствия и за маленькую зарплату, а кто-то зарабатывает больше вас и получает от этого удовольствие…»

Технологии. Существует скандальная гипотеза о том, что наука и научное творчество – это сублимированные производные первично анальных влечений. Добывать и накапливать информацию, ковыряться в ней, раскладывать согласно различным правилам и методичкам по кучкам и кулёчкам, упаковывать в статьи и книжки, как компост упаковывается в компостные ямы, и, конечно же, очень много испачканной бумаги. Так это или нет, но функционирующие в анальном регистре рыночные услуги по увеличению и управлению «денежным потоком» чаще всего базируются на «научном подходе» и «авторской методике». Формулировки и обещания в программе сдержанные, умеренно позитивные. На таких тренингах надо много писать (пачкать бумагу), старательно делать всякие упражнения, напрягаться, расслабляться, чтобы научиться «управлять денежным потоком» – куда его лучше вкладывать, как им распоряжаться, как его не потерять, как сделать денежный вклад больше.

Профит: Ценная информация и полезные навыки, или ценные навыки и полезная информация для долгих раздумий в уединении.

«Денежный поток» в генитальном регистре

На определённом этапе развития не замечать, что ребёнок – существо сексуальное уже становится невозможно, и взрослым приходится как-то реагировать на его активные манипуляции со своими и чужими гениталиями. Ребёнок уже вполне овладевает речью, физически активен, любознателен и без страха и упрёка стремится познавать мир. Богатство и разнообразие фантазий, продуцируемых на этом этапе развития, не поддаётся охвату, поскольку сами по себе генитальные ощущения достаточно разнообразные и интенсивные, вдобавок к ним подгружаются влечения и фантазии предыдущих – орального и анального этапов развития. В этом и заключается одна из задач развития психики – сплетение влечений, их нейтрализация и частичный отвод от физиологических источников. Общими темами фантазий на этом этапе являются демонстрация себя, своих достижений и своего превосходства, страх наказания за своё превосходство, интерес к устройству других людей, сравнение себя и других, страх собственной неполноценности перед превосходством других.

Способы взаимодействия с объектом: соперничество, конкуренция, риск, стремление к успеху, награде, выигрышу; желание быть на виду, демонстрировать своё превосходство; страх несостоятельности, прогореть, обанкротиться, разориться; амбиции и страх нереалистичности своих амбиций. Эмоции в диапазоне от «я-плохой» – несостоятельный, банкрот, на нуле или в минусе, финансовая импотенция, быть хуже других, беднее, менее успешным; до «я-хороший», когда удался выигрыш, приумножение суммы денег разом в несколько раз, победа, триумф над конкурентами, демонстрация своих преимуществ. Интересны темы инвестиций, кредитования, брокерства, валютных рынков, казино, игровых автоматов, тотализаторов, сетевой маркетинг и финансовые пирамиды, любых других областей с высокой конкуренцией и возможностью быстрого достижения превосходных результатов. Жажда и зависть к внешним атрибутам успеха – престижу, брэндам, люксу, высокому социальному статусу, известности. Чтобы приносить удовлетворение, результаты деятельности должны носить видимый, демонстрируемый и исчислимый характер – высокий ценник, много лайков, подписчиков, «поток платёжеспособных клиентов» и прочее.

Ключевые слова. Как инвестировать, превзойти конкурентов, расширить/увеличить финансовую ёмкость, раскрутиться, прорваться, зарабатывать больше кого-то, создавать поток клиентов и т.д.

Примеры из реальных объявлений. «На марафоне мы вычищаем страхи не справиться с большими деньгами, заработать больше своего мужчины. И ещё очень много разного мусора, который мешает войти деньгам в нашу жизнь…Узнаете как получать деньги без ущерба для самооценки мужчины…»

Технологии. Часто используются форматы с конкурентной составляющей –ролевая игра, интерактив, марафон. Всё, что позволит ведущему и участникам демонстрировать себя, свои амбиции, свои достижения, сравнивать себя друг с другом, стремиться превзойти результаты других. В ход идут агрессивные техники по взлому психологических защит, конфронтации убеждений, силовому преодолению барьеров, страхов, сомнений, раздуванию грандиозности. Описание программы создано так, чтобы взывать к зависти и демонстрировать превосходство ведущего, его большой список достижений, наград, размер гонораров, престижные знакомства и связи, атрибуты богатства и успеха.

Профит. Ощущение драйва, подстёгнутой мотивации, временное (ибо любая эрекция всегда временна) ощущение лёгкости и всемогущества вследствие разрушения ментальных барьеров.

Если это рынок, то рынок чего?

У среднестатистического взрослого человека влечения из разных регистров сплетаются, образуя сложный и всегда индивидуальный орнамент психической жизни, частично остаются на уровне физиологии, частично сублимируются в нефизиологические формы активности, частично вытесняются в бессознательное. Поэтому среднестатистический взрослый ест, отправляет нужду, занимается сексом, работает, любит, увлекается творчеством, терпит напряжения и получает удовольствие по мере потребности и возможности в согласии с социальной и физической средой.

Однако в некоторых случаях фантазии и влечения какого-либо регистра могут приобретать настолько доминирующий или изолированный характер, что будут помещать человека в напряжённые отношения с собой и окружающим миром. Из множества вариантов совладания с этим напряжением один из самых распространённых – найти среду или социальную группу, которая будет разделять эту фантазию. Виртуальность – весьма удобное для этого пространство, позволяющее создать вокруг практически любой фантазии сообщество единомышленников. Сегодня мы наблюдаем бум торговли информационными продуктами, весомая часть которых организована скорее как симптом. Поэтому инфобизнес на данном этапе развития интернета можно считать не рынком услуг, а рынком симптомов.

Страница автора Вконтакте

 

Толкачёва Оксана Николаевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...