Ребенок появляется на этот свет совершенно беспомощным и для того чтобы жить и развиваться, как в психическом так и физическом плане, ему необходим уход и поддержка. Безусловно природа подарила новорожденному безусловные рефлексы, благодаря которым ребенок может дышать, сосать молоко матери; кричать, испытывая дискомфорт; кашлять и чихать, когда что-то является помехой для дыхания и пр. В дальнейшем своем развитии ребенку необходимо адаптироваться в том мире, в который он пришел.
Сначала хочется рассмотреть биологический аспект адаптации, а именно: для развития ребенку необходимо овладеть навыками. Но, на начальном этапе сделать это нет возможности в следствии малого объема головного мозга, так как на данном этапе он просто не способен стать вместилищем для этих навыков. Тогда возникает вопрос: «А почему природой не предусмотрен такой важный ресурс» ? Но, ответ на этот вопрос очевиден. Родись младенец сразу с большим головным мозгом, то его голова банально не прошла бы через родовые пути!
В течении первого года жизни как бы происходит биологическое и психологическое «донашивание» матерью уже родившегося ребенка. Ранние отношения ребенка и матери мы называем симбиотическими, так как в мозгу матери и ребенка протекают важные химические реакции. Ребенок издает определенные звуки, а в ответ на эти звуки у матери выделяется гормоны пролактин и окситацин. Мать и ребенок являются на данном этапе как бы частями одного целого.
Приблизительно с 3-х месяцев у ребенка запускается программа распознавания лиц. Ребенок узнает свою маму и тянет к ней свои ручки и опять же у мамы происходит выброс озвученных выше гормонов, она чувствует радость, желания контакта со своим ребенком и стремиться повторить эти чувства. Т.е. в мозгу у матери (в норме) запускается программа реагирования, обеспечивающая ответ на потребности ребенка. А у ребенка запускается лимбическая система (базовый интеллект), который отвечает за безопасность организма и сохранения жизни. В следствии этого, ребенок способен призывать своим криком, как бы сигнализируя о своих нуждах: хочу кушать, описался, обкакался, испытывает дискомфорт, хочет ласки и т.д. Ответ на каждый запрос как бы формирует круг привязанностей: ребенок сигнализирует о своих потребностях, мать их удовлетворяет.
В первый год жизни задача взрослого: удовлетворять потребности своего ребенка. Через значимого взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка, у ребенка формируется понимание, что мир безопасен.
Хочется упомянуть Э.Эриксона, который говорил о первичном доверии или недоверии, которое устанавливается на 1-м году жизни. « С помощью хорошего отношения с матерью у ребенка создается внутренний мир, прочные отношения с людьми и предметами внешнего мира, так же появляется базис для развития здоровой личности». Первый год является очень важным для формирования надежной привязанности.
Лимбическая система ребенка получает положительные сигналы о том, что кругом все в порядке и в следствии этого у него начинает формироваться экспериментально-поисковое активное поведение и ребенок готов делать первые шаги к сепарации с значимым взрослым. Ребенок начинает ходить, активно исследуя мир, увеличивает круг своего общения, но он все еще нуждается в безопасности, т.е. в значимом взрослом, который будет неподалеку в случае необходимости. Ребенок воспринимает окружающий мир через значимых взрослых и, если к примеру мама испугана или тревожна, то ребенок «ловит» эти реакции. Здесь хочется упомянуть о зеркальных нейронах, которые находятся в лобных долях головного мозга и отвечают за поведенческое подражание, так же за двигательное подражание и эмпатию (этот процесс возникает приблизительно от 1,5 лет). Но, тревожные родители боятся сепарации ребенка в следствии активации его экспериментального поведения и стараются своим защитным поведением продлить симбиоз.
Продленный симбиоз и «выбитая» почва из-под ног ребенка, какая в этом необходимость? Причин может быть несколько: от тех, что мама сама ощущает себя ребенком (демонстрируя детское поведение), вплоть до социальной реализации мамы, которая чувствует необходимость оказывать уход за своим ребенком, как замена профессиональной деятельности.
На втором году жизни ребенка привязанность матери и ребенка приобретает силу «зрелой» любви, при условии, что в первый год жизни ребенка осуществился переход от первичного нарциссизма к объектной любви по А.Фрейд (в случае позитивных откликов со стороны значимого взрослого). Но отношения с матерью в этот период отличаются чувством амбивалентности, благодаря которому ребенок приобщается к переплетению различных чувств, которые характеризуют эмоциональную жизнь человека.
К 3-м годам ребенок становится готовым быть более самостоятельным. В этот период задача родителей – поддержать в этом ребенка. Здесь мы учим ребенка рефлексии. Например: «Ты кричишь потому что ты огорчен, что не можешь сейчас пойти гулять или что-то еще к примеру, но, я принимаю тебя любым»…. Взрослые как бы являются участниками этого процесса, а не установщиками запретов.
Между 3-5-м годами взрослые (в норме) пытаются активно социализировать ребенка. Ребенок приобщается к различным социальным институтам (например, идет в детский сад), но у ребенка в ответ на это может возникать гнев и раздражение по этому поводу. Поход в детский сад может вызывать активный протест, так как привычный гомеостаз, т.е. постоянство среды нарушается. Но, со временем, ребенок с надежным типом привязанности быстро приспосабливается к этим изменением и с удовольствием увлекается игрой с другими детьми, махая маме на прощанье ручкой.
Конечно говоря о привязанности невозможно не упомянуть Дж. Боулби, который выделял 4 типа привязанности;
1.Безопасная привязанность. Развивается на основе уверенности у детей, что значимый взрослый является надежным объектом и всегда окажется рядом в нужный момент. В более взрослом возрасте безопасная привязанность проявляется во взаимодействии с другими людьми открыто. Например, у человека существуют какие-то эмоции по случившемуся поводу (обида) и он не станет подавлять эти эмоции, а вербализирует их не опасаясь. «Ты сегодня разговаривала со мной на повышенных тонах и я обиделся». Люди с таким типом привязанности чувствуют себя комфортно как наедине с самим собой так и в окружении других людей.
2.Избегающая небезопасная привязанность. Формируется в следствии отсутствия удовлетворения потребностей ребенка когда он в этом нуждается. Т.е. ребеночек кричит, а родитель никак не реагирует и потребность ребенка остается не удовлетворенной. Тогда у ребенка возникает мысль о том, что он не значим и в дальнейшем старается подавлять свои эмоции чтобы не быть фрустрированным родителем. Став более взрослым, такой человек будет стараться избегать близких отношений в следствии своей недоверчивости к другим, не уверенности в надежности другого. По этой причине ему сложно обратиться за помощью к кому-либо.
3.Тревожная небезопасная привязанность. Возникает из-за амбивалентного поведения взрослого. Взрослый то ласковый и любящий, то гневливый и наказующий. В следствии такого поведения значимого взрослого ребенок испытывает тревогу по поводу своей безопасности как внутри семьи, так и в других социальных институтах. В дальнейшем человек чувствует себя тревожно и одиноко, при этом испытывает страх отношений, боится не справиться с захлестывающевыми его эмоциями, но и в одиночестве не чувствует себя комфортно.
4.Опасливая привязанность. Возникает в следствии подавленности своих чувств ребенком из-за страха быть осужденным родителем, осмеянным и не принятым значимым взрослым. В будущем таким людям сложно воспринимать непринятие со стороны других людей и трудно самоутверждаться.
В работе с детьми от 3-4 лет и со взрослыми можно использовать методику для диагностики привязанности. Это рисуночная методика «Мать и Дитя». В этой методике мы смотрим шкалу надежности и шкалу тревожности по характеру рисунка и полученным ответам на задаваемые нами вопросы, и рассказ о изображенной ситуации.
PS: доверие к миру — основа здоровой личности. Возможность получать позитивный отклик со стороны значимых взрослых, получать сигналы о надежности объекта, удовлетворение потребностей — все это является фундаментом и гарантом для построения прочного фундамента нашей психики.
Пуховская Наталья Николаевна
Источник: