Для чего психологу личный бренд? На первый взгляд кажется, что ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Личный бренд нужен чтобы а)привлекать клиентов в условиях высокой конкуренции и б) когда услуги популярного специалиста существенно выше в цене, чем услуги малоизвестного.
Однако, функция личного бренда несколько сложнее. Нужно не просто привлечь клиентов, нужно привлечь «своих» клиентов. То есть тех, в работе с которыми психолог а)наиболее эффективен и б) получает наибольшее удовольствие и испытывает максимальный интерес. Эти пункты взаимосвязаны. Вряд ли специалист будет удовлетворен работой в которой он неэффективен. Таким образом, бренд выполняет еще и роль фильтра. Например, таким фильтром может быть цена. Дорогие бренды потребительских товаров скорее утилизируют нереализованную продукцию, чем существенно снизят на нее цену. Иначе бренд перестанет выполнять функцию фильтра. Обладателями бренда будут все подряд а не узкая социальная страта, в результате чего бренд потеряет свою репутацию.
Предлагаю вернуться к метафоре которая была предложена в предыдущей статье https://www.b17.ru/article/brand_image/ на тему бренда и рассмотреть в ее свете функцию бренда как фильтра.
Специалиста, который привлекает клиентов мы сравнивали с мужчиной, который ухаживает за девушками. В свете ныне популярных идей гендерного равенства может возникнуть вопрос: почему, собственно мужчина вообще должен ухаживать за девушкой, а не наоборот? Или пусть будет так, что никто ни за кем не должен ухаживать. Ведь женщине тоже нужен секс. Почему мужчина должен больше вкладываться, особенно на первых этапах отношений? Иногда такой же вопрос может возникать у специалиста. Зачем продвигать свой личный бренд, когда потребителю и так нужны мои товары и услуги. Пусть они сами меня ищут. Ответ прост: больше вкладывается тот, у кого предложений меньше. На первых этапах контакта, по крайней мере. У девушек, в среднем, предложений больше, чем у мужчин. Не принято в нашей культуре чтобы девушки сами предлагали отношения и секс мужчинам. Пока, во всяком случае. Поэтому вкладывается мужчина. Товаров и услуг потребителю предлагается больше чем он может потребить, поэтому «ухаживает» на первых порах тот, кто предлагает эти товары и услуги. Если к порогу мужчины выстроилась километровая очередь из привлекательных для него женщин (например, он Юра Шатунов в 90-е), ему нет нужды за кем-то ухаживать. Если такая же очередь из «своих», подходящих клиентов выстроилась к специалисту, ему не надо ничего продвигать. Скорее всего у него уже есть бренд. Но мы, продолжая метафору, представим мужчину (и затем специалиста) к которому нет очереди пока. Более того, его попытки за кем то ухаживать, девушки с возмущением отвергают. Представим, что этот мужчина, в поисках партнерши, зарегистрировался на сайте знакомств. Как ему себя позиционировать? Ведь не всех, кто присутствует на этом сайте, включая мужчин и женщин возраста своей бабушки он хочет привлекать. Можно, конечно, написать в анкете: ищу девушку 20-23 лет, от 175, до 53 кг с в/о и ж/п, без в/п и м/п и т.д и т. п. Но, как вы сами понимаете, такая анкета — это позиционирование себя как, мягко говоря, недалекого человека. Даже девушки на 100% подходящие под его описание, скорее всего выдадут реакцию: а не пошел бы ты к черту, со своим списком!? Мужчине лучше всего говорить о себе, а не выкатывать еще несуществующим избранницам свои требования. Он может сказать, что любит быть наставником и опекать девушку, намекая на ее возраст, носить ее на руках намекая на вес, вести с ней интеллектуальные беседы намекая на уровень образования и так далее.
Похожую функцию выполняет и личный бренд, он не только привлекает нужных клиентов но и отфильтровывает ненужных. Поэтому существуют типы личных брендов, которые и выполняют функцию фильтра.
Наиболее известны такие типы как:
— Эксперт
— Свой парень
— Провокатор
— Смешанный (Универсал)
— Мигрирующий (Хамелеон)
Подробнее о типах личного бренда я планирую рассказать в следующей публикации.
Жукова Юлия Львовна
Источник: