Благодаря посту Марины Корсаковой в фб, мне захотелось высказаться подробнее.
В 1959 году группа Фредерика Герцберга сформулировала два вида мотивационных факторов, то есть обстоятельств, влияющих на деятельность человека в производственных условиях. Гигиенические и мотивирующие. Подробно вы можете посмотреть по ссылке.
Гигиенические факторы, если обозначить их кратко — это условия, в которых работает человек (политика фирмы и администрации, безопасность труда, комфортные условия труда, график работы, форма оплаты труда, Наличие оплачиваемых праздничных дней, больничного, отношения с коллегами и руководством, уровень прямого контроля работы).
Они делают рабочую жизнь приятной, но не мотивируют на подвиги. Что самое интересное, если не перерабатывать творчески мотивирующие факторы (по Герцбергу: успех, общественное признание, интересное содержание деятельности, наличие возможности расти профессионально, степень ответственности, служебное положение) — они тоже превращаются в… гигиенические. Причем портятся они быстро — буквально пара кварталов получения премии просто потому что премия положена в конце месяца, наличие премии становится фактором гигиеническим, а не мотивирующим.
Чем плохи гигиенические факторы, кроме того, что они никого не мотивируют на производственные подвиги? Тем, что при отмене любого такого фактора мотивация резко падает, а недовольство растет. То есть, объясню на примере, если компания поставит микроволновку для разогрева обеденной еды на корпоративную кухню, то радости и удовлетворенности от этого у сотрудников будет меньше, чем недовольства, если микроволновка сломается и ее не починят.
Так что? Не заниматься условиями труда и не тратить денег на вот это вот все? Для кого-то это именно так. И единственным мотивом вкладываться в качество рабочих мест или соцпакет для сотрудников будет уровень таких условий на рынке. Если становится в стране неприлично не предлагать ДМС, то придется на него тратиться.
Но есть и особая, отдельная ценность гигиенических факторов мотивации. Практическая декларация ценностей собственника и топ-менеджмента бизнеса. Тех людей, которые отвечают за финансовую составляющую предприятия, как отдельного небольшого государства или страны — своей компании.
Если руководство компании считает удобный и комфортный офис важной общечеловеческой ценностью, то оно включает в расходы такой офис для всех сотрудников компании. Согласитесь, звучит вроде очевидно. Но неужели вы не видели компаний, в которых руководство сидит в офисе класса А, а сотрудники ниже уровня топ-руководства — в пространстве попроще.
Если руководство считает, что ЗОЖ — это важная часть работоспособности сотрудников, то находит средства для оплаты фитнеса, проведения соревнований по любимым видам спорта или организует совместный просмотр чемпионата мира по футболу. Не для того, чтобы работали лучше. А потому что создает отдельное пространство на земле, в котором ЗОЖ и спорт важны, и… живет в этом пространстве. Если руководство оплачивает фитнес сотрудникам, а при этом сами никаким спортом не увлечены, играют только в литрбол дорогими напитками — они во-первых, зря выбрасывают деньги, никакой общности за эти расходы они все равно не получат, во-вторых, они только усиливают разделение себя и всех остальных людей, вроде под хорошими предлогами, но оплачивая траты на спорт другим и не занимаясь — демонстрируют снисходительность, а не единство.
Если руководство считает необходимым совместные мероприятия для сотрудников, но каждый раз садится своим кругом за отдельным столом, то лучше бы сэкономили деньги… Ибо формат подачек еще никого не делал более лояльным руке дающей.
И так далее.
Хорошая штука гигиенические факторы мотивации. Только если они отражают образ жизни тех, кто их оплачивает. Иначе — это лишь дорогая, не очень эффективная манипуляция. Ну а к манипуляторам, сами знаете, как относятся манипулируемые.
Ярослава Громова
Источник: