Сегодня практически каждый человек занимается самопознанием, пытается изучать и чувствовать себя и других. Очень многие люди действительно достаточно чутки ко всему, что происходит не только у них, но и у других.
В потоке знаний и информации, которая приходит нам сегодня, порой, сложно соблюсти два важных, на мой взгляд, принципа: не навредить и подсказать. Не могу сказать, что им не следуют, они часто используются не совсем корректно.
Не навредить. Человек в разговоре озвучивает какую-то свою проблему, сложность, рассказывает ситуацию. Он не просит совет или помощь. И тут ему начинают рассказывать или проводить разные техники, которые помогают в его случае. Задают много вопросов, озвучивают свои выводы, иногда диагнозы ставят. А человеку это не нужно. Он уже может знать выход из ситуации, или нашел способы, как с ней справится. Видя его недовольство, ему говорят такие фразы как «это в тебе сопротивление», или «ты еще не готов это услышать».
Как мы ощущаем себя в подобных разговорах? Чаще всего такие диалоги вызывают гнев, раздражение, агрессию, желание убежать, возможно, желание больше не делиться чем-то своим. Советчик тоже испытывает чувство неудовлетворения. Он ведь с наилучшими побуждениями хотел помочь. Он расстраивается, когда видит, что его приложенные усилия оказались напрасными.
Рекомендации
Помощнику: не просят о помощи, не говори ничего. Если думаешь, что можешь подсказать, спроси, интересен ли человеку твой совет, мнение, опыт, упражнение, проработка и т.д.
Кому помогают: вовремя останови. Объясни, что хотел просто рассказать, это было в тему, и ты привел как пример собственную ситуацию. Скажи, что не нуждаешься в помощи, у тебя есть способы выхода из ситуации, и если тебе понадобится совет, то ты обязательно обратишься. Не терпи. Ты имеешь право отказать в помощи.
Не навредить и подсказать. Тут как раз, когда человек открыт для помощи, ему она интересна и важна. Помощник дает совет, направляет и на каком-то этапе, когда у него спрашивают его мнения, он решает его не озвучивать. Его мнение может вносить объективизм, который очень необходим, чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон. У помощника есть свои причины не озвучивать «взгляд со стороны», но в таком случае, лучше не браться подсказывать что-то. Так как одно дело, как человек видит ситуацию внутри себя, а другое, как она выглядит в глазах других. Для максимальной эффективности, необходимы субъективный и объективный взгляды.
Рекомендации
Помощнику: будь открыт до конца. Если знаешь, что можешь что-то не говорить или недоговаривать, лучше не берись помогать. Будь готов, что в большинстве случаев твое мнение спросят. Даже если ты чувствуешь, что человек что-то недоработал и боишься повлиять на его мнение, так и скажи. Вырази свои опасения, но не бросай его, не ответив вопросы.
Кому помогают: прими то, то часто люди что-то недоговаривают, так как на это есть причины. Они могут быть разными, как неудачный опыт, так и просто нежелание говорить свое мнение. Будь благодарен за то, что тебе уже дали и помогли.
Анна Тимофеенко
Источник: