Один из самых часто задаваемых вопросов от клиентов психотерапевта: «ЧТО ДЕЛАТЬ?».
«Я всё это знаю, но что делать-то?» – слышу я и мои коллеги по 100 раз на дню.
Отвечаю.
Если в процессе психотерапии вы обнаружили проблему, которая мешает вам жить и чувствовать себя хорошо, прежде чем переходить к активным действиям в жизни, начните что-то ДЕЛАТЬ с ней здесь и сейчас. В кабинете психолога. За то, чтобы он вам в этом помогал, вы ему и платите.
"КАК?" — Спросите вы.
ДЕЛАЙТЕ то, что психолог вам скажет. Но делайте ВКЛЮЧЕННО. Включайтесь эмоционально, не пытайтесь «перемотать» неприятный момент. Действия и упражнения, которые предлагает вам терапевт, направлены на то, чтобы вы могли прожить задавленные чувства, прочистить травмы, оплакать горе, отпустить боль, ослабить её, например вырыдав. ДЕЛАТЬ ЭТО бывает больно и неприятно. Бывает стыдно. Поэтому не хочется. А «перемотать», как раз, хочется. Обесценить. Я помню как одна моя клиентка, работая с юнгианской песочницей, бормотала что-то вроде: «Какой же хер..й мы здесь страдаем, что за бред вообще? Зачем я этим занимаюсь?». Но делала. И результат был. Очень глубокий и важный.
Если хочется обесценивать работу с терапевтом (свою и его), сбегать, послать всё и уйти напиться или объесться, а проблема не проходит, ЧТО ДЕЛАТЬ?
Работать с тем, что есть. «Как я не доверяю, перескакиваю, сбегаю, обесцениваю…», «Что для меня совершенно невыносимо переживать?», «Как я стыжусь и винюсь?» и так далее. Здесь, действительно, нет вашей вины. Это механизм защиты психики, который бережет вас от боли, но и не дает исцелиться, увы.
3. Когда доработаете с терапевтом до осознавания того как устроен у вас тот или иной механизм, как вы обращаетесь с проблемой и как она с вами, что там чувствуете. Когда проработаете задавленные чувства, разрядите импульсы у вас появится ВЫБОР. Ведь раньше вы делали что-то со своей проблемой автоматически. Что-то случилось, появилось чувство, оно побудило вас что-то делать. Вы не осознавали даже какое именно чувство, проскакивали половину пути от импульса к действию. А теперь есть выбор – ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ЭТО АВТОМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ.
Пример: ребенок упал, разбил коленки. Вы тревожная мама. Тревога зашкаливает, вы испугались, подбегаете к ребенку и бьете его. Автоматическое действие. Потом винитесь, ребенок в травме, вы в вине, всем плохо.
Поработали с тревогой, вашей травмой, виной и проч.
Появилась осознанность и выбор – ДЕЛАТЬ (БИТЬ) или НЕ ДЕЛАТЬ (не бить). ДЕЛАТЬ – УТЕШАТЬ. Выбираете утешать. Если осознанно выбираете бить, продолжайте работу с психологом. Возможно здесь нужна помощь коллег-медиков про тревожные или другие личностные расстройства.
Будьте здоровы и растите здоровых детей!
Кускова Екатерина Сергеевна
Источник: