В современном обществе тема смерти табуирована. Не принято открыто говорить о ней, писать в соц. сетях, делиться переживаниями.
Возможно, я не стала бы касаться этой темы в статьях, если бы она не коснулась моей собственной семьи.
В автокатастрофе 15 октября погибла ровесница моей дочери. Не просто дочка друзей, а лучшая подружка, с которой она вырастала как сестра.
Эта потеря тяжело далась нам всем. Но говорить или не говорить дочке — выбора не было, потому что эта девочка была частью нашей семьи.
Разговаривая с ребенком о смерти, необходимо помнить:
1. Дети воспринимают жизнь и смерть иначе.
В возрасте 4-7 лет дети относятся к смерти как естественному явлению. Ребенок воспринимает смерть как часть жизни. Он не испытывает страха перед ней. Она ранит, но не причиняет страданий, не травмирует. Философское восприятие смерти оберегает детей от травматизации.
При всей трагичности потери ребенок на ощущает ее как конец собственной жизни. Детская психика защищает личность от разрушения.
2. Интерес к смерти — часть познания.
Как показывают исследования, в 4-7 лет жизнь и смерть интересуют ребенка намного больше, чем принято думать. Интерес к смерти — часть необходимого познания мира, без которого невозможно гармоничное развитие личности.
Понимание жизни и смерти уходит глубоко в основу личности и закладывает базис для системы ценностей и убеждений. Естественной потребностью ребенка является узнать о смерти как можно больше.
Смерть близкого человека, безусловно, ранит. Но если взрослый рассказал о ней спокойно, ответил на возникшие при этом вопросы — то ребенок примет эту потерю не как конец собственной жизни, а как часть ее. Как бы ни звучало парадоксально, но по степени травматичности она будет стоять в ряду пропавшего плюшевого мишки или вавки на коленке.
3. Утаивая правду, мы причиняем вред.
Вопросы, на которые есть ответы, не вызывают страха. Если ответов нет, ребенок неизбежно будет додумывать. Такие "додумки" чаще страшнее самой правды. Именно они становятся основой для невротических расстройств личности. Опасность заключается в том, что необратимые процессы проходят бессимптомно в раннем возрасте и затрагивают глубокие слои психики.
Если мы скрываем от ребенка смерть близкого, в его сознании формируется смысловой вакуум — это основа для расстройства личности, неврозов, необоснованных страхов и тревожности. Последствия могут проявляться в очень зрелом возрасте, а там едва докопаешься, откуда растет проблема.
Ребенок ждет от взрослого честных ответов на свои вопросы. Получая ответы, детское сознание, по сути, формирует иммунитет к необоснованным страхам и тревожности.
4. Говорить о смерти мешают собственные страхи.
Часто родители сами боятся и избегают говорить о смерти. Распространенная стратегия — скрыть от ребенка сам факт. Можно утверждать, что именно взрослые блокируют понимание феномена смерти у детей, подталкивая к фобииям и навязчивым мыслям. Детей до 7 лет не пугает уход родного человека так, как взрослых. Страх смерти — это результат научения.
Конечно, представляет определенную сложность рассказать маленькому ребенку о смерти близкого человека. От взрослого требуется личное самообладание и некоторая психологическая грамотность. Но только так возможно развить у ребенка гармоничное восприятие жизни.
В каждой семье все индивидуально. Дети разные, и ситуации могут отличаться как небо и земля. Только родительское сердце знает до конца, что лучше для ребенка — рассказывать или нет. Но грамотные слова, сказанные в нужный момент, помогают избежать травматизации и негативных последствий.
Елизавета Панёвина
Источник: