ХОТИМ ЛИ МЫ, ЧТОБЫ НАШ РЕБЕНОК…..
Ни для кого не секрет, что дети 21 века обладают высочайшим интеллектуальным и творческим потенциалом, «несясь в одно крыло» с развитием высоких технологий. И мы, взрослые — родители, педагоги, воспитатели, в большинстве своем, понимая это, радуемся, гордимся своими детьми и активно развиваем способности, какие только возможно, пытаясь получить на выходе всесторонне развитую гармоничную личность.
Однако у этого «айсберга» есть и подводная часть, которую мы часто не замечаем, или не придаем значения этим явлениям. Это все увеличивающее количество детей — гиперактивных, с нарушением эмоциональной, волевой сферами, тревожных, с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов головного мозга, речевыми нарушениями.
Отчего это происходит?
Тому причин может быть множество: и экология, и родовые травмы, часто связанные с гипоксией плода, и постоянная занятость родителей, когда общение с малышом почти полностью заменяется гаджитами, неэкологичными телепрограммами и мультфильмами.
Но это еще не все. Дело в том, что дети мыслят образами, метафорами. А за образное мышление у нас отвечает правое полушарие – это его основная функция. Еще оно отвечает за воображение и эмоции. Основная функция левого полушария – логическое мышление и речь. Левое полушарие мыслит цифрами, символами. Таким образом, функции левого и правого полушарий головного мозга различны. Это так называемая асимметрия полушарий головного мозга.
Итак, с одной стороны, ребенок мыслит образами и метафорами, а с другой стороны довольно слабые вегетативные «невральные» механизмы, ассинхронизация речевых центров, расположенных в левом полушарии. В связи с этим, «психолингвистический процесс перекодирования правополушарных образов и метафор в левополушарную мысль, а затем во внешнее речевое высказывание при огромном потоке воспринимаемой информации становится для ребенка довольно непростым». И в связи с этим, могут возникать тревожность, повышенная эмоциональность, недовольство и агрессия, быстрая возбудимость и нарушения звукопроизношения (дислалия).
Значит, всему виной асимметрия полушарий головного мозга?
Конечно же, нет. Чаще всего, это совокупность вышеперечисленных причин.
Мой многолетний опыт работы с детьми показывает, что родители, уделяя большое внимание развитию интеллекта, логике, тем самым интенсивно развивают левое полушарие, и почти не уделают внимания развитию правого полушария.
Возможно ли, гармонизировать процессы, связанные с работой обоих полушарий, восполнить дефицит живого общения, снизить тревожность, возбудимость, исправить звукопроизношение?
Да, возможно.
На своих занятиях я не ставлю цель «развитие». Мои занятия с детками – это комплексные занятия по трем направлениям:
исправление звукопроизношения
правополушарное терапевтическое рисование
психологическая поддержка на основе междисциплинарных знаний педагогики, психологии, логопедии.
В обстановке «по-домашнему» я учу деток умению оказывать себе помощь в проблемных жизненных ситуациях, формирую навыки саморелаксации, самоорганизации, самопомощи в стрессах.
Я бережно и ненавязчиво снимаю тревожность, детские страхи, агрессию, психомышечные зажимы, вселяю уверенность в свои силы. И параллельно привожу к гармонии работу психомоторной, дыхательной, артикуляторной, речевой и психоэмоциональных систем через арт-терапевтические, в том числе ИЗО-терапевтические, и игровые методы. А уж на втором этапе работаю, кому это необходимо, над исправлением звукопроизношения, словарным запасом ребенка, темповой, интонационной и выразительной стороной речи.
Я не только забочусь о развитии умений и навыков, но и, в определенной степени, готовлю ребенка к жизни.
Дмитриевская Елена Михайловна
Источник: