Давно собиралась написать по этой теме, а вот сбылось именно на страстной неделе Поста.
Я часто проводила встречи с родителями учеников школ – родительские собрания. На встречах с психологом люди задают важные для себя вопросы.
Частые вопросы при встречах с родителями старшеклассников – учиться не хотят совсем, не слушаются, не помогают, огрызаются, ставят ультиматумы и т.д.
Многие до собраний приходили на личные консультации и заполняли бланк опросника АСВ (Эйдемиллера) и уже в курсе были о своем стиле взаимодействия с детьми.
В большинстве случаев , по результатам проведения теста АСВ – родители главной своей задачей ставят удовлетворение потребностей ребенка!
С другими воспитательными функциями справляться родителям трудней и они их «героически обходят» вниманием.
Что за функции? Приучение к труду(требования), Введение определенных Запретов, Санкции за невыполнение родительских требований и запретов.
Запрещать ребенку – поджимание губ и отводят глаза в сторону. Они же не изверги ребенку!
Между прочим, запрет совать пальцы в розетку умеют выдержать – опасность же явная!)
Санкции – воспринимаются как синоним жестокости. А это не так. Ребенок должен знать – не выполнил – ждут наказание! Не жестокое, а обязательное. Например, внеочередная помывка посуды. Свою фантазию задействуйте…
Приучать к труду! Это моё любимое)
Психолог: какие домашние дела вы делегировали своему ребенку?
Родитель: он по воскресеньям пыль вытирает! (Причем у многих семей – одно и то же звучит!)
Как следствие такого однобокого воспитания – стиль «удовлетвори потребности ребенка любой ценой» — возникают та самые вопросы у родителей:
учиться не хотят совсем, не слушаются, не помогают, огрызаются, ставят ультиматумы и т.д.
И вот я стала предлагать на родительских собраниях такой тест на сообразительность – «яйцо-тест».
Яйцо – это ведь некая замкнутая цельная система. У него есть свой жизненный цикл. В течение цикла оно претерпевает определенные изменения.
Вопрос теста звучит так: если представить яйцо как образ семейной системы, то у кого из семьи какая роль-функция в этой семье?
Сразу начинались родительские рассуждения – в яйце есть желток, белок и скорлупа.
Если семья это мама, папа и ребенок, то….
Большинство распределяли роли-функции таким образом (я сейчас напишу, а вы успейте сами для себя своё распределение представить):
Ребенок – Желток
Мама – Белок
Папа – Скорлупа.
Далее еще вопрос: как изменяются составляющие части яйца по мере его развития?
Ну и……осознали?
Именно так:
Желток – становится Цыплёнком, Белок – питательная среда для Желтка
Цыплёнка. Роль Скорлупы – когда Цыпленок вырос – она разрушится.
Ещё раз – это рассказывают большинство родителей! Сами!
Это витает в воздухе! Это отражают тесты (тот же АСВ, например. Я выше описала!)
А вы говорите треугольник Карпмана….
А ведь другие варианты возможны.
Хоть один (щадящий) – точно есть!
И , как мне кажется, задача специалистов эту информацию сделать доступной и понимаемой.
Согласны?
Уважаемые читатели, если вам интересно мое творчество, буду благодарна, если вы поделитесь статьей и подпишитесь на мою страницу.
Куракина Тамара Николаевна
Источник: